
Фото: URA.RU / ТАСС
С точки зрения последствий то, что для большинства россиян — специальная военная операция, для граждан Украины — ***. Среди таких последствий — неопределенный, «подвешенный» статус гражданства для сотен тысяч обладателей украинских паспортов (в том числе если паспорта ими утрачены или сознательно припрятаны).
В первую очередь это касается регионов, которые были включены в состав РФ в октябре 2022 года. Как бы кто ни относился к «присоединению», там живут или туда хотят вернуться люди, правовой статус которых должен быть определен. Именно на территориях Донецкой и Луганской Республик, Запорожской и Херсонской областей велись ожесточенные боевые действия, многие дома и предприятия разрушены, имущество и документы утрачены, многие погибли, в том числе в составе вооруженных сил ЛНР и ДНР, масса граждан эвакуировалась и временно осела кто где — в том числе в других регионах Украины, в РФ или дальнем зарубежье.
Те, кто остался на этих территориях, по-видимому, в массе своей уже определились, но перед уехавшими в случае прекращении боевых действий (а это рано или поздно произойдет) встанет вопрос: возвращаться ли, а если возвращаться, то куда и в качестве граждан какого государства?
Последний на эту тему указ президента Путина от 20 марта 2025 года № 159, по-видимому, исходит из возможности скорого прекращения боевых действий и адресован тем, кто до сих пор колеблется и не сделал выбор в отношении своего гражданства.
Политическое и полицейское руководство РФ заинтересовано в возвращении на присоединенные территории пророссийски настроенных бывших или «формально действительных» граждан Украины, но отнюдь не тех, кто настроен противоположным образом, — среди таких могут оказаться потенциальные «партизаны и вредители», а отличить их от «патриотов РФ» будет нелегко. Указ № 159 предлагает «возвращенцам» своеобразный тест на лояльность в виде отказа от прежнего, украинского гражданства.
Законодательство о гражданстве чрезвычайно запутано и находится по определению на границе национального и международного права, а нормы последнего, в свою очередь, вытекают из многосторонних соглашений и двусторонних договоров между странами. Понятие «двойного гражданства» применимо только при наличии соответствующего двустороннего договора, который РФ заключила с Таджикистаном, Туркменистаном и непризнанной Республикой Абхазией. В других случаях правильно говорить не о двойном гражданстве, а о наличии двух гражданств.
Формального запрета на обладание двумя паспортами нет ни в Украине, которая не лишает своих граждан возможности вернуться на свою территорию, ни в РФ. Однако постепенно российская сторона усиливала нажим на лиц, получающих ее гражданство, с целью отказа от украинского.
Различие между двойным и множественным гражданством не имело практического значения — до 2014 года на территории Украины для обладателей российских паспортов и до февраля 2022 года для граждан Украины, временно проживавших или работавших (чаще всего эти признаки совпадали) на территории РФ. Правовой статус последних определялся в соответствии с общим законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Он установил безвизовый режим нахождения в РФ для граждан большинства бывших республик СССР, включая Украину. В таком порядке граждане Украины и сегодня могут находиться на территории РФ без визы 90 дней в течение периода в 180 дней, а в случае работы по организованному найму работодатель должен позаботиться о продлении срока их временного проживания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
27 августа 2022 года в связи с грядущим присоединением президент издал указ N 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения лиц, состоявших (уже в прошедшем времени. — Л. Н.) в гражданстве Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, и граждан Украины в РФ» (в первую очередь имелись в виду Запорожская и Херсонская области). Этот указ предусматривал для таких обладателей украинских паспортов облегченный по сравнению с общим порядок получения российского гражданства, вида на жительство или разрешения на временное проживание. Соискатели должны были пройти медицинское обследование на предмет наличия опасных инфекционных заболеваний и употребления наркотиков, а также дактилоскопирование в органах МВД, после чего могли находиться в РФ бессрочно и работать без специального разрешения или патента.
Однако не все прошедшие освидетельствование и дактилоскопию обращались за получением российского гражданства,
и наличие на своей территории таких потенциально «не наших» персон, обладающих лишь разрешением на временное проживание и уклоняющихся от обращения за российскими паспортами, беспокоило российские органы безопасности.
18 марта 2023 года был принят закон «Об особенностях правового положения граждан РФ, имеющих (второе. — Л. Н.) гражданство Украины» № 62-ФЗ. Он установил порядок, в соответствии с которым лица, получающие российские паспорта, могли отказаться от украинского гражданства, подав заявление об этом в органы внутренних дел Украины. Это вроде бы не превращало для таких лиц отказ от второго гражданства в обязанность, но отдельная статья закона оговаривала, что тот, кто обратился за российским паспортом, но не подал заявление об отказе от гражданства Украины, будучи в этом уличен соответствующими органами, не только не получит гражданства РФ, но будет лишен права вновь обратиться за ним в течение 10 лет. По-видимому, тех, кто пытался извлекать выгоду из использования сразу двух паспортов, оказалось немало.

Фото: Дмитрий Ягодкин / ТАСС
С такими фокусами попытался покончить указ президента РФ от 30 декабря 2024 года № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан…». Он поставил граждан Украины, пребывающих на территории РФ в общем безвизовом порядке, перед альтернативой: либо обратиться за получением российского гражданства, отказавшись от украинского (механизм давления описан в предыдущем абзаце), либо покинуть территорию РФ под угрозой выдворения в административном порядке до 30 апреля 2025 года.
Обсуждаемый сейчас указ от 20 марта 2025 года № 159 окончательно отменил указ от 27 августа 2022 года № 185 в части льготного порядка пребывания граждан Украины на территории РФ без визы, но
продлил период, в течение которого они обязаны покинуть территорию РФ до 10 сентября 2025 года, если до тех пор они не урегулируют вопрос о российском гражданстве или по крайней мере не инициируют такую процедуру.
Институт гражданства тесно связан с тем, что лукаво называется в РФ «регистрацией», а по факту тождественно советской прописке. Без штампа о регистрации, который ставится в паспорт российского образца, крайне сложно устроиться на работу, получить медицинскую помощь, отдать детей в школу и много чего еще. Жители присоединенных регионов, не получившие российские паспорта, будут под постоянным подозрением органов МВД и ФСБ, в заведомо худшем положении они окажутся и в судах в случае спора о принадлежности недвижимости и иного имущества на этих территориях.
По этой причине те, кто до начала вооруженного конфликта проживал на территориях, присоединенных к РФ в октябре 2022 года, но покинул их в связи с боевыми действиями, окажутся перед альтернативой: либо возвращаться «домой» (хотя дома могли и не сохраниться) и отказываться от украинского гражданства, либо сохранить украинское гражданство, но оставаться за рубежом или возвращаться на другие территории Украины.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68