В юные годы Уинстон Черчилль очень боялся огорчить отца. Известен случай, когда лорд Рэндольф прислал ему в военный колледж 5 фунтов, а сын немедленно не отписался с благодарностью. Вернее, благодарность он написал в тот же вечер, но опустить письмо в почтовый ящик попросил сослуживца, а тот замотался и выполнил поручение только спустя три дня. Отец оправданий не принял и отчитал сына, как за государственную измену.
Пять фунтов, конечно, тогда были не то, что сейчас. Но все-таки.
Или еще случай. Лучший биограф Черчилля Мартин Гилберт рассказывает. Уинстон однажды уронил подаренные отцом часы в глубокий пруд в Сандхерсте. Не раздумывая сбросил одежду и нырнул за ними. Но дно оказалось настолько неровным, а вода — настолько холодной, что он продержался лишь 10 минут и часы не нашел.
На следующий день Черчилль договорился пройти по дну сетью, но это тоже не дало результата. После этого он выпросил 23 солдата из пехотного отделения, заплатил им, чтобы они прорыли русло ручья, взял пожарную машину колледжа и выкачал из пруда всю воду. Часы нашлись. Черчилль сразу же отправил их в Лондон отцовскому часовщику мистеру Денту. По неудачному совпадению на той же неделе лорд Рэндольф заглянул к Денту, узнал о происшествии с часами и пришел в ярость.
«Я написал письмо Уинстону, которое он долго не забудет», — сообщил лорд жене.
«Даже не верится, что ты еще настолько молод и глуп. Совершенно ясно, что тебе нельзя доверить столь ценные часы, и, когда мистер Дент их починит, я тебе их уже не верну. Твой младший брат носит часы, которые я подарил ему, дольше, чем ты свои. Он более надежен и не склонен к дурацким поступкам. В этом он превосходит тебя безмерно».
В ответ Черчилль направил отцу полный отчет о поисках часов. «Я рассказываю тебе все это, — написал он, — чтобы показать, насколько я осознаю ценность этих часов и что я отнесся к этому происшествию с полной ответственностью. Труд людей обошелся мне более чем в 3 фунта. Все остальные твои подарки находятся в прекрасном состоянии. Пожалуйста, не суди меня исключительно по этому случаю с часами».
Но лорд Рэндольф передал часы Джеку, который хранил их всю жизнь.
Не знаю, как у кого, но у меня педагогические принципы Черчилля-старшего вызывают отторжение. Отбирать подаренное? Передаривать его другому? Хорошо еще, что сын таким не вырос.