Культура доноса для нашей страны не нова. Доносы существовали и в Советском Союзе, и в Российской империи, но активную практику, как считает писатель и журналист Денис Драгунский, в культурной сфере они получили в конце XVIII века. «Крупный писатель массовой литературы Фаддей Венедиктович Булгарин (1789–1859) был профессионалом доносительства как в газетах, так и в персональных письмах в III отделение. Не говоря уже о советском периоде нашей истории», — говорит Драгунский.
После начала боевых действий на Украине доносы зацвели в России с новой силой. Появился новый повод. Как и прежде, это действенный способ свести счеты с неугодными — устранить с руководящих постов тех, кто не согласен с политикой властей, расчистить себе путь к высоким должностям, заставить «отмалчивающихся» поддерживать официальный «патриотический» курс государства. Неустанно следят и за «мастерами культуры», к которым вслед за Горьким обращаются с вопросом «с кем вы?», и следуют правилу «кто не с нами, тот против нас». Но возникают доносы не только на почве СВО.
1 февраля из-за жалобы недовольного зрителя в новосибирском театре «Красный факел» сняли спектакль о взятке. Постановку «Дело» по сатирической пьесе Сухово-Кобылина, где герой дает деньги статскому советнику, официально отменили «по техническим причинам» (самое универсальное оправдание) и заменили спектаклем с говорящим названием «Поминальная молитва» (молитва о свободе творчества в данном случае). Журналисты узнали, что снятию «Дела» предшествовала настоятельная рекомендация представителей силовых ведомств, к которым и обратился недовольный зритель. «Предполагается, что «Дело» в репертуаре театра больше не появится», — цитирует одного из своих из собеседников проект «Сибирь. Реалии» (признан «иноагентом»).
«Красный факел» и Кулябины
Новосибирский «Красный факел» — один из тех театров, которому досталось от властей. Его главный режиссер Тимофей Кулябин после начала военных действий на Украине оставил свою должность и покинул Россию, раскритиковав действия властей. В декабре 2022 года спектакли Кулябина «Онегин» и «Дикая утка» сняли с репертуара «Красного факела», а еще раньше постановки режиссера покинули Большой театр. Отец Тимофея Кулябина — директор «Красного факела» Александр Кулябин — по решению новосибирского минкульта был уволен с поста, который занимал 23 года. Вскоре, в январе 2023-го, Кулябина-старшего обвинили в присвоении и растрате в крупном размере — якобы за излишнее вознаграждение (свыше пяти миллионов рублей), которое выплатили Кулябину-младшему. Сам экс-главный режиссер «Красного факела» считает, что история с отцом связана с его (Тимофея) политическими высказываниями в эфире чикагского радио.