Украина — только часть проблемы
Политика ЕС по поддержке Украины после разворота команды Трампа в сторону отказа от американских обещаний Киеву и союзникам тоже была в повестке дня. Но скорее как часть проблемы и конкретный повод. На эту тему сказано мало нового, за исключением очередных цифр помощи, предположений и тактических намерений. Главная идея в том, что и после мира в Украине в новом геополитическом раскладе Европа должна быть самостоятельным полюсом силы, а не только витриной мира и благополучия под военным зонтиком США.
А такое за год-два недостижимо, учитывая, что за восемь десятилетий «мирного проекта», особенно за три десятка лет после разрушения Берлинской стены, оборонные мышцы Европы ослабли, европейцы привыкли не тратиться на «железо» и армии, а их ВПК оставался лоскутным одеялом из десятков национальных производств со своими задачами и собственными стандартами. Вооружения покупали в Америке и рассчитывали на ее защиту как главную опору НАТО.
Для наращивания европейского военного кулака нужны время, очень много денег и соответствующие структуры. «Европа наций» — мечта правопопулистских партий и движений всего континента — в данном случае не вариант. Поэтому на первых порах придется наряду с волевыми решениями отдельных государств-лидеров использовать готовые механизмы, созданные в рамках ЕС, «большой семерки» и НАТО. В той мере, в какой не помешает членство США в двух последних.
В четверг 6 марта лидеры стран-членов ЕС обсуждали, как использовать в этом организационные и финансовые возможности союза. И о том, как в рамках законов, структур и правил ЕС еще можно помочь Украине, чтобы смягчить последствия внезапного поворота Вашингтона.
Одной из первых перед началом саммита по пути к залу заседаний к журналистам подошла глава дипломатического ведомства ЕС эстонка Кайя Каллас. Она сразу расставила очередность приоритетов повестки дня чрезвычайного заседания Европейского совета.