Обращение к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и генеральному прокурору Игорю Краснову записала жительница Саратова Анна Орлова. Она просит признать недействительным контракт ее мужа с Министерством обороны. По заключению врачей областной психиатрической больницы, 33-летний Денис Орлов страдает умственной отсталостью — олигофренией в степени дебильности. По словам Анны, мужчина не умеет читать и писать. Она уверена, что супруг не мог самостоятельно заполнить документы, и предполагает, что на него могли оказать давление.
Российские СМИ не раз писали о скандалах, связанных с недобровольным, по мнению родственников новобранцев, заключением контракта. В основном, жалобы касаются солдат-срочников. И несколько таких случаев в городе Чебаркуль признала военная прокуратура, направив материалы проверки в суд.
Судя по сообщениям в соцсетях и на юридических форумах, случаи заключения контракта с гражданами, имеющими ментальные нарушения, не единичны. Пациенты с умственной отсталостью получили такое право с лета 2023 года согласно приказу Минобороны. Даже Z-блогеры это признают.
«Ми-ми-мишный» Дениска
«После венчания фотограф сказала: первый раз вижу, чтобы за съемку жених столько раз поцеловал невесту. Видите, в каждом кадре обнимается. Он солнечный, весь ми-ми-мишый», — улыбается Анна Орлова, листая на экране телефона свадебные снимки. Показывает любимую фотографию на зеленом берегу пруда. Новобрачная в красном платье и белом кружевном платочке гладит мужа ладонями по щекам. Денис — худой мужчина с обветренным лицом — одет в новенький камуфляж. На рукаве черная нашивка: «Не ходи за мной, я тоже заблудился».
В ответ на просьбу рассказать о себе Анна говорит: «У меня замечательные дети. Старшему уже 20 лет, заканчивает архитектурно-строительный колледж. Дочке 11 лет, она увлекается танцами. Младшему Андрюшке шесть, ходим на подготовку к школе».
Анна выросла в детском доме. После выпуска всех девочек, не спрашивая, кто кем хочет стать, отправили в ПТУ. Собеседница выучилась на портного-закройщика. Но на самом деле она мечтала «кормить людей». Работала помощником повара в ресторане, в стритфуде с шаурмой и в бистро. «Я с детства поняла: если сама не пробьешь себе дорогу, никто ничего не даст. Вот и кручусь по жизни».
С Денисом Анна познакомилась несколько лет назад, когда приехала в гости в село Большая Екатериновка Аткарского района Саратовской области. Немногословный добродушный деревенский парень показался ей славным и милым.
«Меня психиатр, который Дениса осматривал, потом спрашивал: как вообще получилось, что вы обратили на него внимание? Ну он же нормальный, слюни не пускает, — пожимает плечами Анна. — Он добрый, отзывчивый. За все время знакомства я от него слова грубого не слышала. Смирный, как теленок. Скажешь: иди — идет. Скажешь: стой — стоит.