18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Владимир Пастухов* в «Новой» полагает, что приход Дональда Трампа — это реакция на перекосы и диспропорции «нового либерализма», продвигавшего «признание приоритета прав меньшинств перед правами большинства».
И что мир ждет «масштабная ТрамПутация либеральной демократии», а Трамп, как и Владимир Путин, — «автократы, призванные во власть большинством, чтобы лечить демократию кувалдой авторитаризма».
Перекосы и диспропорции и вправду имели место.
Вот только все, что Пастухов называет «новым либерализмом», никакого отношения к либерализму, на мой взгляд, не имеет.
Как не имеет к нему никакого отношения политика, проводимая в России в 90-е годы прошлого века, при активном участии, в том числе, упоминаемого Пастуховым Анатолия Чубайса с его призывами к «либеральной империи».
Первой международной декларацией либеральных принципов стал «Оксфордский манифест» 1947 года, где во главу угла были поставлены права человека и общечеловеческие ценности.
«Оксфордский манифест» во многом стал предшественником Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в декабре 1948 года.
Через полвека, в 1997 году, была принята «Либеральная программа на XXI век», где было записано: «Свобода, ответственность, терпимость, социальная справедливость и равенство возможностей — вот главные ценности либерализма».
А еще через 20 лет был принят «Либеральный манифест 2017».
В нем подтверждались принципы либерализма — обеспечения равных прав для всех и защиты прав человека во всем мире, сохранения и защиты гражданских прав и свобод, многопартийности, свободных и честных выборов, обеспечения верховенства закона, терпимости, равенства возможностей, социальной справедливости, свободы торговли, рыночной экономики, экологической безопасности и международной солидарности.
Заявлялось, что «либерализм — это свобода, свобода личности, а также либеральность, терпимость и великодушие» и что либералы выступают за «такие институты и политику, которые открывают максимальные возможности перед всеми людьми в настоящем и будущем».
И что «задачей демократических государств является обеспечение такого положения, когда граждане могут пользоваться предоставленной им свободой для всех в безопасных условиях и когда предусмотрен эффективный механизм сдерживания и наказания тех, кто нарушает права человека и покушается на свободу других граждан»…
Описываемый Пастуховым «новый либерализм», который стремится «добиться максимально возможного равенства между людьми, невзирая на все имеющиеся между ними фактические различия», и продвигает «приоритет прав меньшинств с их особыми, узкими интересами перед правами большинства с его общими и широкими интересами», к настоящему либерализму, представленному в процитированных выше документах, не имеет решительно никакого отношения!
Да, в документах либералов говорится — среди других принципов — о равенстве не только прав, но и возможностей.
Но стремление к равенству возможностей вовсе не означает «равенства между людьми, невзирая на фактические различия». Это, во-первых.
А во-вторых, и это главное, —
либерализм предполагает гарантии равных прав для всех и недопустимость дискриминации, а не предоставление квот, привилегий и признание неких «особых интересов».
Он предполагает, что нет никаких специальных прав для представителей любого меньшинства.
Права человека являются общими и универсальными — и вопрос лишь в том, чтобы одни и те же универсальные права были на практике защищены у каждого человека, независимо от того, меньшинство он или большинство в той или иной конкретной ситуации.
И нет и не может быть для либерала ни приоритета прав меньшинств перед правами большинства, ни формирования у большинства чувства непреходящей вины перед меньшинством.
Либерализм предполагает свободу личности и свободу слова, ограниченную лишь правами других людей, — а не жесткую идеологическую дисциплину, нетерпимость к оппонентам, цензуру и небезызвестную «культуру отмены».
Верховенство закона и закон, единый для всех, — а не коллективную травлю тех, кто без всякого суда заранее назначен виновным.
Фото: JIM WATSON / AFP / East News
В центр политики либерализм ставит человека, утверждая, что его права носят индивидуальный — а не коллективный характер.
Свободу человека (цитируя «Либеральный манифест 2017») «прожить жизнь так, как он хочет, не ограничивая свободы других людей», его право самому распоряжаться и нести ответственность за свою жизнь.
А все те «перекосы и диспропорции», реакцией на которые стал, в числе прочего, приход Трампа, — никакой не либерализм, сколько ни наклеивай на него этикетку «новый».
Это — левацкая (в ее квалификации я с Пастуховым вполне соглашусь) радикально-агрессивная «повестка», продвигавшаяся в США и ряде стран Европы, ставшая «мейнстримом» во многих влиятельных СМИ и включавшая в себя кроме описанного выше борьбу с «колониализмом» и требования «деколонизации».
Эта «борьба», напомним, началась со сноса и уродования памятников «рабовладельцам» и «ответственным за геноцид» (в число которых попали даже Христофор Колумб, Томас Джефферсон, Уильям Гладстон и Уинстон Черчилль) и продолжилась антисемитскими акциями и поддержкой террористов ХАМАС.
В этой же «повестке» — и «новая этика», в рамках которой общение становится «минным полем», где в любой момент могут появиться «оскорбленные чувства» или «психологические травмы» (при том что «виновник» не намеревался ни оскорблять, ни травмировать), и превращением «оговора в приговор» — когда обвинения, которые могут быть (и бывают) голословными, немедленно превращаются в вынесенный «прогрессивной общественностью» вердикт с последующей травлей и «отменой».
Расставим акценты:
не только либеральная идеология, но и «старая этика» — давно сформировавшиеся в цивилизованном мире правила человеческого сосуществования — предполагает уважение мужчины к женщине и категорическую недопустимость насилия и принуждения в отношениях.
Но не доводит этот принцип до абсурда — фактического приравнивания ухаживания и комплиментов к домогательству и агрессии со всеми вытекающими в рамках «новой этики» негативными последствиями….
Глубокие — и принципиальные — различия между либеральным и левацким Владимир Пастухов просто игнорирует, фактически объединяя две противоположности.
При этом он полностью обходит вопрос о левых силах, которые после распада советского блока и рыночной трансформации Китая оказались на время перед «концом истории», и именно выжимка так называемых «культур-марксизма» и «критической теории» стала для левых новой повесткой и новым этапом в их противостоянии капитализму, либеральной демократии и общечеловеческим ценностям как таковым.
Классы и классовая борьба были заменены на политику идентичности и образуемые ею сообщества-комьюнити, позволяя левым вожакам также говорить от имени всех «угнетенных», по сути узурпируя их голос.
Именно ради этого в общественное пространство снова стали привносить идеи значимости расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, религии.
Фото: ITAR-TASS
Вместо ключевой для либералов идеи свободной самоопределяющейся человеческой личности появилась идея о личности, определяемой всеми этими факторами («идентичностями») и обвешанной принадлежностями к соответствующим комьюнити.
Появилась и идея новой, «обратной», якобы справедливой дискриминации, когда тот, кто никогда не был рабовладельцем, пожизненно должен тому, кто никогда не был рабом.
Нет и не может быть ничего более расходящегося с либерализмом.
И тут стоит вспомнить BLM — с погромами магазинов, требованием коленопреклонения потомков «расистов» и «рабовладельцев» как раскаянием за грехи далеких предков и искупления их «вины белого человека» и травлей тех, кто осмеливался публично сказать, что важны все жизни.
Как потомок тех, кто стал в свое время жертвой Холокоста, я еще тогда говорил: мне категорически не требуется, чтобы немцы в знак раскаяния за содеянное их предками вставали на одно колено. Мне требуется, чтобы такое никогда больше не повторилось, — а не пафосные жесты…
В отличие от Владимира Пастухова, мне постулаты «нового либерализма» совершенно несимпатичны, в отличие от него, я не считаю их правильными, а «вектор перемен» с навязыванием меньшинствами своей воли большинству — неизбежным.
И не считаю, что распространение в США и странах Европы того, что он называет «новым либерализмом» (как уже сказано, никакого отношения к либерализму не имеющего) и который, по его мнению, поддерживался государством, хотя и не разделялся большинством, доказывает, что соответствующие государства не были демократическими.
Характерно, что адепты левацкой идеологии, эти «новые левые», точно так же критикуют парламентскую демократию за недостаток демократизма и малый учет того, что они принимают за мнение масс, как это делает и Владимир Пастухов, и сторонники Дональда Трампа.
В своей аргументации Владимир Пастухов замечательно нелогичен.
Если Трамп и другие ультраправые побеждают с определенными идеями — то это говорит о недостатке демократии на Западе, который якобы не позволял выражать эти идеи прежде.
Но почему тогда этот мнимый недостаток демократии не предотвратил оба избрания Трампа, особенно второе? И что мешало такой недемократичной в глазах вице-президента США Джей Ди Вэнса (как и Владимира Пастухова) Европе не проводить референдум по Брекзиту или запретить участие в выборах «Альтернативе для Германии»?
Да, как в США, так и в Европе в последние годы распространились указанные им левацкие «перекосы» и «диспропорции».
Но назвать государства, поддерживавшие эти «перекосы», недемократическими — это явная натяжка. По такой логике российское государство, возглавляемое Владимиром Путиным, следовало бы назвать демократическим — оно-то подобных «перекосов» себе не позволяло…
Так что с демократией на Западе все в порядке, особенно — в сравнении с Россией. Ее механизмы работают.
Вопрос в другом: в 90-е и нулевые годы поддержка крайне правых была нишевой. Выход Жан-Мари Ле Пена во второй тур президентских выборов во Франции стал сенсацией и вызвал национальную консолидацию против фашизма.
Но потом ситуация изменилась — и изменилось общественное мнение. Это совершенно естественный и постоянно идущий процесс. В 2016 году выиграл Трамп, в 2020-м — Байден, теперь Трамп вернулся, и всякий раз исход борьбы зависел буквально от сотен тысяч, а порой и всего десятков тысяч голосов в нескольких отдельных штатах.
И оттого так странно выглядит идея Пастухова, что если какие-то настроения популярны сейчас, то они были популярны и два-три десятка лет назад, но тогда им мешал проклятый «недостаток демократии»…
Приход Трампа, как уже сказано, во многом связан с раздражением очень многих в США описанной выше левацкой «повесткой».
Дональд Трамп. Фото: Pool / ABACA / Abaca / East News
Тем, что вместо проблем роста цен, занятости, нелегальной миграции, борьбы с наркокартелями и преступностью бесконечно обсуждались проблемы меньшинств, «инклюзивности» и государственного вмешательства в рыночную экономику для борьбы с глобальным потеплением.
Что на рынке труда все больше профессионализм подменялся принудительным «разнообразием» (по требованию государства советы по ее обеспечению были созданы даже в частных корпорациях, не говоря уже о госслужбе).
Что множилось число «угнетенных» и «жертв», требующих немалые компенсации за свои (или предков) страдания за счет общественного пирога, и число тех, кто, требуя к себе эмпатии и толерантности, сам проявлять их не собирался.
Так вот, именно демократичность государства и проявилась в том, что на посту его главы оказался политик, который выступал против этой «повестки», не поддержанной большинством.
Если же говорить о России — возвращаясь к началу статьи, — то в ней в 90-е годы прошлого века тоже внушалось специфическое представление о либерализме (разве что без наклейки «новый»).
Тогда во время «радикальных экономических реформ» за либерализм выдавалась его вульгарная и давно устаревшая версия.
Когда считалось, что либерализм — это свобода от выполнения социальных обязательств, что государство ничего никому не должно, что выживает сильнейший, а слабейший сам виноват — не смог приспособиться.
Напомню, что раскол некогда единых участников демократического движения на «Яблоко» и «Демократический выбор России» (а затем — СПС), случившийся в 1993 году, как раз и был связан с принципиально разным отношением к методам проведения экономических реформ.
Одни заявили, что реформы надо проводить в интересах большинства — другие уверяли, что надо делать ставку на активное меньшинство. Одни полагали, что реформы, приводящие к непрерывному ухудшению жизни людей, недопустимы, — другие считали, что социальная «цена» реформ не имеет значения, и объявляли «люмпенами» и «наглыми нищими» тех, кто требовал повышения зарплат и пенсий. Одни, считая свободу безусловной ценностью, заявляли, что несправедливо устроенное общество не может быть ни свободным, ни стабильным, — в лексиконе иных главной опасностью для «молодого российского капитализма» объявлялось «социальное иждивенчество»…
Принципам современного — социального — либерализма, сочетающего свободу и справедливость, соответствовала именно первая из этих точек зрения. Но в России произошла подмена понятий: либералами стали считать тех, кто исповедовал вторую.
Это точно так же — и надолго — дискредитировало в России слово «либерализм», как отождествление демократии с Борисом Ельциным и его окружением дискредитировало слово «демократия». Хотя речь шла о том, что на самом деле не имело никакого отношения к либерализму — как не имеет к нему отношения «новый либерализм».
Если обратиться к недавней истории, то можно вспомнить первый за несколько десятилетий на Западе тяжелый экономический кризис 2008 года, разрушивший у многих ощущение, что глобализация, рыночный неолиберализм и мультикультурализм тождественны процветанию. Борьба за оказавшиеся ограниченными финансовые ресурсы в социуме обострилась, и выросла ксенофобия по отношению к потенциальным конкурентам.
Не случайно так много за крайне правых и в США, и во Франции, и в Германии голосуют депрессивные рабочие регионы — там часто не так много мигрантов, и они не столько прямая угроза в глазах местного населения, сколько лишние претенденты на «кусок пирога», которого местным, как они считают, и самим не хватает.
У современного либерализма — особенно в современной России, где он де-факто объявлен враждебной, антигосударственной идеологией, — немало реальных проблем, трудностей и вызовов.
Но не стоит вешать на него незаслуженные ярлыки.
Процитирую то, с чего начинается «Оксфордский манифест»:
«Мы, либералы 19 стран, собравшиеся в Оксфорде во время беспорядка, нищеты, голода и страха, вызванных двумя мировыми войнами; убежденные, что такое состояние мира во многом обусловлено отказом от либеральных принципов; подтверждаем нашу верность этой декларации:
Человек — это, прежде всего, существо, наделенное силой независимых мыслей и действий, а также способностью отличать правильное от неправильного».
Либерализм — это свобода, а не травля несогласных; справедливость, а не привилегии; равные права для всех, а не «особые интересы»; уважение к человеку, а не требования каяться и искупать.
Нынешний кризис — это не кризис либерализма и не кризис демократии, это кризис понятий, деформировавшихся в условиях технологической революции и манипулирования при помощи социальных сетей и алгоритмов.
Либеральная демократия нуждается не в «трампутации», которая вовсе не неизбежна.
Она нуждается в возвращении словам и понятиям их изначального смысла.
Это не только необходимо, но и возможно.
Потому что человеку свойственна — хотя бывают и временные «перекосы» — способность, как процитировано, «отличать правильное от неправильного».
Читатели «Новой» о статье Владимира Пастухова* «ТрамПутация либеральной демократии»
Карлсон А. Шведский эксперимент в демографической политике: Гуннар и Альва Мюрдали и межвоенный кризис народонаселения / Алан Карлсон; пер. с англ. Б. Пинскера. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009. — 312 с.».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}