В пятницу 7 февраля простым электронным письмом от президента Трампа был отстранен от своей должности Хамптон Деллинджер, глава Офиса специального прокурора. В понедельник 10 февраля своим тем же способом уволил руководителя Офиса правительственной этики (US Office of Government Ethics) Дэвида Уитема. А во вторник 12 февраля указом президента на трехмесячный срок было приостановлено действие одного из старых в мире антикоррупционных законов — американского закона о коррупции за рубежом 1977 года (Foreign Corrupt Practices Act). На первый взгляд может показаться, что все это разрозненные действия, но на поверку они все касаются одной и той же темы — обеспечения прозрачности и законности деятельности государства и бизнеса.
Офис специального прокурора США — независимый федеральный надзорный орган, созданный в 1979 году на волне построения в американском государстве системы институциональной этики после Уотергейтского скандала. Его главная задача — защита государственных служащих от нарушений закона, связанных с кадровой практикой, за расследование случаев нарушения закона о запрете на политическую деятельность (Hatch Act), а также защита информаторов (whistleblowers).
То есть в своей повседневной деятельности вот уже полвека это ведомство помимо текущей рутины, связанной с кадровыми вопросами, решает две основные задачи: расследует жалобы государственных служащих, которые сообщают о незаконных действиях, растратах, злоупотреблениях властью или угрозах общественной безопасности, и следит за соблюдением закона, который запрещает государственным служащим участвовать в определенных видах политической деятельности в рабочее время или с использованием государственных ресурсов.