Чиновники в американской столице пребывают в состоянии шока. Первой (но далеко не последней) жертвой массового реформирования государственного аппарата под лозунгом «повышения эффективности и сокращения расходов» стало USAID — Агентство США по международному развитию. Еще ранее все программы предоставления зарубежных грантов были заморожены на 90 дней — для ревизии и сокращения.
Расходы на иностранную помощь в 12 раз меньше бюджета Пентагона в 815 миллиардов долларов. Вся иностранная помощь составляет 1 процент бюджета США (при этом по реальному объему Америка является крупнейшим в мире донором международной помощи, потратив 68 миллиардов долларов в 2023 году), доля же Агентства по международному развитию — вполовину меньше. Его расходы на этот год — 31 миллиард долларов — составляют всего полпроцента общего федерального бюджета. Деньги расходуются по всему миру, в основном на гуманитарные программы — медицинские, научно-образовательные, правозащитные.
Есть и секретные программы в сотрудничестве с ЦРУ, существовавшие в годы холодной войны и получившие новый импульс после «мюнхенской речи» Путина. Они составляют небольшой процент общего бюджета агентства, но именно эту деятельность авторитарные режимы называют «главной».
Возможное закрытие USAID (сейчас оно переподчинено Государственному департаменту и, соответственно, госсекретарю Марко Рубио) и замораживание иностранных грантов приветствовали президент Беларуси Лукашенко и бывший президент РФ Медведев, руководство Венесуэлы и Никарагуа.
Агентство AP цитирует иранские СМИ, которые отметили, что руководство США относится к союзникам как к «одноразовым салфеткам». Реакция абсолютно предсказуемая. Конгресс выделил 690 миллионов долларов на программы поддержки демократии в этом году, чтобы противостоять авторитарному правлению в восьми странах, которые эксперты считают одними из «наименее свободных в мире»: Беларусь, Китай, Куба, Иран, Никарагуа, Северная Корея, Россия и Венесуэла. Большая часть финансирования направляется через USAID, которое Трамп реформирует.

Илон Маск и Дональд Трамп. Фото: AP / TASS
Но я убежден, что не помощью диссидентам USAID так ненавистна автократам всего мира. Основная деятельность Агентства по международному развитию — борьба с голодом и инфекционными заболеваниями — спасала жизни, а своими учебниками и образовательными программами давала следующим поколениям надежду на лучшее будущее. Но также помощь играла роль soft power, «мягкой силы», дающей вместе с благодарностью Америке влияние и устанавливающей образцы для подражания. В США «мягкую силу» называли «вопросом национальной безопасности», потому что, если США не будут действовать в разных точках мира, помогая семьям и детям, другие страны могут вмешаться, и для Америки это могут быть «не те страны и не те образцы». Свято место пусто не бывает. Например, Китай с его программой «Один пояс — один путь». Остальные автократы недолюбливают «мягкую силу», поскольку сами привыкли решать проблемы с другими странами исключительно с помощью силы «жесткой», а на собственное гражданское общество воздействуют страхом и преследованиями.
Илон Маск написал в принадлежащей ему соцсети Х: «USAID должен умереть. Это даже не червивое яблоко, а один сплошной клубок червей. Нужно избавиться от всего этого. Это не подлежит восстановлению».
Перед сотрудниками вашингтонской штаб-квартиры, расположенной в самом центре столицы в здании, носящем имя Рональда Рейгана, между Белым домом и Конгрессом, закрыли двери, предоставив им возможность митинговать на улице. Первые шаги Маска, который утверждает, что все действия согласованы лично с Трампом, привели к массовым увольнениям среди руководства агентства и его подрядчиков, разбросанных по всему миру. Агентство работало более чем в 100 странах, в штате более 10 тысяч сотрудников, примерно две трети из которых, согласно данным Исследовательской службы Конгресса, были размещены за рубежом. Сейчас они пакуют чемоданы и думают о том, как перевозить семьи и детей в разгар учебного года.
Джереми Конындайк, занимавший должность в высшем аппарате USAID при администрации Обамы, а теперь являющийся президентом организации помощи беженцам Refugees International, сказал, что действия администрации Трампа представляют собой «жестокое и позорное предательство» людей, которые служили своей стране. «Это люди, которые были отправлены в передовые группы по восстановлению в Ираке и Афганистане, которые взяли под контроль глобальную эпидемию ВИЧ, которые боролись с голодом и стабилизировали хрупкую экономику и стремительно ринулись в очаги эпидемии. Они представляют лучшее лицо Америки за рубежом».
Впрочем, нынешние чиновники говорят с прессой исключительно на условиях анонимности. Надеются, что их не сократят, и одновременно боятся судебных исков. Один из таких сотрудников заявил «Вашингтон пост», что в USAID «все ошеломлены». «Если президент хочет новую внешнюю политику, мы на сто процентов готовы ее выполнить, — сказал он. — Никто не сопротивляется; все сотрудничают. Это очень удручающее чувство».

Фото: Zuma / TASS
Агентство было создано Конгрессом в 1961 году по инициативе Джона Кеннеди, инициировавшего также создание Американских корпусов мира. Бывший фронтовик Кеннеди одним из первых понял, что проникновение Америки по миру через гуманитарную помощь и образование гораздо эффективнее, чем ракеты и оккупация. Идея окружить себя кольцом союзников, которые в своей признательности за помощь будут гораздо надежнее сателлитов-марионеток, пришедших к власти на штыках зарубежных войск или наемников, выглядит очевидной. Но не для тех, кому «западная модель» демократии представляется опасной для собственной несменяемой власти.
Как отмечают сейчас критики президента от демократов до значительной части республиканцев, Трамп и тем более миллиардер Илон Маск, возглавляющий новое управление DOGE — Департамент по эффективности правительства (между прочим, эта должность пока на общественных началах!), «неправомочны» закрывать агентство, подотчетное законодателям. DOGE даже не является официальным правительственным агентством, администрация Трампа не опубликовала список его сотрудников, не сообщила, как им платят и являются ли они государственными служащими. Это поднимает вопрос о том, кому они подчиняются — Маску или Трампу как главе исполнительной власти.
Неудивительно, что, когда сотрудники Маска — служащие Tesla или Starlink — потребовали допуска к секретным документам и персональным данным USAID, минфина или Управления общих служб (GSA), они получили отказ.
Удивительно то, что опытные администраторы, не допустившие людей Маска к секретным бумагам, были немедленно уволены.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
То, что происходит в Вашингтоне, трамписты называют «реформами», остальные — хаосом, который приведет к разрушительным последствиям.
В изложении близких президенту СМИ деятельность агентства свелась почти исключительно к реализации программ DEI — разнообразия, равенства, инклюзивности. Но работа USAID — отнюдь не только помощь трансгендерным людям в Африке или геям и лесбиянкам Латинской Америки. В трампистском нарративе деятельность агентства — сплошная коррупция, воровство денег американских налогоплательщиков, а управляют им «радикальные сумасшедшие». Маск превзошел это, написав: «Знаете ли вы, что USAID, используя ВАШИ налоговые доллары, финансировало исследования биологического оружия, включая COVID-19, в результате которых погибли миллионы людей?» Это — конспирология, не выдерживающая элементарной проверки фактами.

Илон Маск и Дональд Трамп. Фото: AP / TASS
Майкл Коэн, политический обозреватель MSNBC, отмечает реальные последствия атаки на «мягкую силу» — немедленные и катастрофические: «Ни одна страна на Земле не затронута малярией больше, чем Уганда. Каждый день эта болезнь, переносимая комарами, убивает 14 детей в возрасте до 5 лет. Из-за действий Трампа и Маска совет по борьбе с малярией Уганды приостановил распыление инсектицидов и прекратил поставки противомоскитных сеток, одного из самых эффективных инструментов ограничения распространения болезни. Медицинские принадлежности для помощи беременным женщинам и спасения младенцев от диареи больше не доходят до жителей деревень в Замбии. Попытки искоренить полиомиелит и остановить вспышку вируса Марбург, который похож на Эболу и имеет уровень смертности до 90%, также прекращены.
Одна из самых популярных и эффективных программ здравоохранения правительства США — «чрезвычайный план президента США по борьбе со СПИДом» (PEPFAR), — которая спасла десятки миллионов жизней, также остановлена.
Это включает в себя доставку ежедневных лекарств, которые поддерживают жизнь 20 миллионов человек в 50 странах, которые являются ВИЧ-инфицированными».
Опросы общественного мнения неизменно показывают, что американцы считают, что США слишком щедро раздают деньги иностранным правительствам, хотя другие страны, такие как Норвегия и Швеция, жертвуют гораздо больше, чем 1% федерального бюджета. Военные и политики понимают значение «мягкой силы» гораздо лучше обывателя. Как отметил бывший командующий войсками США в Афганистане генерал Джон Аллен, «усилия USAID могут сделать столько же в долгосрочной перспективе для предотвращения конфликтов, сколько сдерживающий эффект ударной группы авианосцев или экспедиционных сил морской пехоты». Бывший министр обороны Роберт Гейтс считает, что помощь и развитие намного дешевле, чем отправка солдат.

Фото: AP / TASS
Действия Маска, которого один из законодателей-демократов назвал «новой ветвью власти в Вашингтоне», вызвали первые трещины в рядах республиканцев: будь то Конгресс и даже окружение Трампа. Конфликт оказался гораздо шире закрытия USAID. Всем государственным служащим командой Маска было отправлено электронное письмо под названием «Развилка на дороге», в котором предлагалось отсроченное увольнение и схема выплат до сентября, если они уйдут в отставку до 6 февраля. Повторена фраза, которую использовал Маск, когда сократил на 80% штат сотрудников Twitter после покупки социальной сети в 2022 году. Второе электронное письмо призывало государственных служащих искать более производительную работу в частном секторе.
Сенатор Лиза Мурковски (республиканка, штат Аляска) заявила, что у нее есть вопросы о том, достаточно ли полномочий президента Трампа, чтобы дать Маску право отменять директивы Конгресса по финансированию USAID и других агентств. Председатель сенатского комитета по ассигнованиям Сьюзан Коллинз (республиканка, штат Мэн) отметила, что реорганизуя агентство, Маск нарушил закон. «В законе есть требование о 15-дневном уведомлении о любой реорганизации. Мы явно этого не получили. Мы получили письмо вчера», — отметила председатель комитета. Председатель комитета Сената по вооруженным силам Роджер Уикер (республиканец, штат Миссисипи): «USAID — это наш способ борьбы с инициативой «Один пояс — один путь», которая является попыткой Китая реально обрести влияние во всем мире, включая Африку, Южную Америку и Западное полушарие». Сенатор Питер Уэлч (демократ от Вермонта) назвал нападки Маска на USAID «подлыми» и указал, что его компания Starlink приняла финансирование от этого агентства, когда обеспечивала интернет-связь для Украины. Сенатор Элизабет Уоррен (демократка, штат Массачусетс) заявила:
«Похоже, Маск управляет страной. Он управляет каждым долларом, который поступает в федеральную систему или уходит из нее.
Каждый чек социального обеспечения, каждый платеж по проекту строительства моста и каждый доллар, который идет на военную базу по всему миру, прямо сейчас, очевидно, находится под контролем Илона Маска. Это конституционный кризис».
Действия Трампа и Маска немедленно были оспорены и временно приостановлены в судах, но пока идет разбирательство, гуманитарные, правозащитные и научные проекты по всему миру останавливаются, люди, в том числе из России, Украины и Беларуси, покинувшие свои страны по политическим причинам, теряют в эмиграции свои, с таким трудом найденные, средства существования, ведь «мягкая власть» Америки теперь в руках Дональда Трампа. Если ее и восстановят в будущем, она, видимо, будет посвящена новым «скрепам», где не будет места ни борьбе с климатическими изменениями, ни правам меньшинств, ни защите демократии во всем мире.
Вашингтон
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68