Одно из удивительных открытий, ожидающих любого человека, только переехавшего в Европу, — это местное безразличие к явлению международного туризма. В 2022 году, по данным Евростата, лишь 6% от общего числа туристических поездок резидентов Евросоюза пришлись на страны за его пределами. Что характерно — в основном на Великобританию, Швейцарию и Турцию.
Речь идет преимущественно о людях с очень сильными паспортами, которые делают безвизовым почти весь земной шар, высокими по общемировым меркам доходами и доступом к развитой и дешевой гражданской авиации. Почему эти возможности искушают столь малый процент европейцев?
Для меня этот парадокс прояснился, когда после нескольких месяцев пребывания в ЕС мне потребовалось совершить поездку «вовне» на неделю, что вызвало у меня неожиданную тревогу. Ко всему хорошему действительно быстро привыкаешь, и после жизни в мире, где в метро нет турникетов и контролеров, а главная общественная проблема — запаздывающие поезда, на территорию по ту сторону границы смотришь с недоверием. Ведь там не придется рассчитывать на привычный уровень комфорта и безопасности, к которому Европа пришла через кровавый, полный потрясений XX век, и сейчас находится на заслуженной пенсии, пожиная плоды борьбы давно минувших десятилетий в статусе, как однажды выразился колумнист The Guardian, «самого близкого к раю места на Земле».
Близость к раю, опять же, не дармовая, а выстраданная двумя мировыми войнами, восстаниями против просоветских режимов, пытками в тюрьмах Штази и коллективной рефлексией преступлений самых чудовищных диктаторов столетия.