Слово «чифанить» в дальневосточное наречие вошло давно и прочно (от китайского «чи фань», что означает «есть, кушать»). Соответственно, чифаньки — это… Можно было бы их назвать ресторанами или кафешками, кабы не специфический флёр приграничья. Шумные хозяева и официанты, едва понимающие по-русски, рукописные чеки с непонятными символами, великие китайские порции с моментальной подачей, мелодичное журчание масла на раскаленном воке. И обязательно мясо в кисло-сладком соусе, которое, как ни удивительно, к китайской кухне имеет весьма опосредованное отношение.
В отличие от прошлых лет, корейцев и японцев на улицах и в ресторанах Владивостока почти не осталось, в том числе из-за отсутствия прямого авиасообщения. А вот китайцы, напротив, после ковидного перерыва поехали толпами — этому способствовало в том числе введение безвизового режима для тургрупп. Под это дело в городе снова открывается специфическая инфраструктура. Вернулись гостиницы, ориентированные на китайцев. Таблички, ценники и указатели дублируются иероглифами. Автобусы с водителями-китайцами и на китайских номерах вновь паркуются прямо на центральной площади и в местах, где остановка запрещена (угадайте, что с этим делает ГИБДД?). Появились супермаркеты с дикой наценкой, куда возят только китайских гостей. И, конечно, воспряли духом едальни.
Корреспондент «Новой» усиленно столовалась в чифаньках и к Восточному Новому году, который мы встречаем 29 января, «отчитывается» об эволюции китайского общепита во Владивостоке, заведениях «для своих», настоящей мягкой силе, приправленной остреньким «маласянем». И о том, что же все-таки лучше: «Аня и Добрыня» или «Лена и Саша».
Первому едоку приготовиться!
Китайские рестораны «для русских» во Владивостоке — это вроде как духовная скрепа и туристическая достопримечательность. У каждого есть намоленное место под красным фонариком на Спортивке, также известной как Спортос или рынок на Спортивной — там раньше был стадион, а потом китайский базар и улица чифанек. Многие из них, не в силах держать привлекательные цены, позакрывались еще в конце 2014 — начале 2015 года, на первой волне обвала рубля после т.н. черного вторника и валютного кризиса. Тем роднее оставшиеся.
Как правило, на Спортивку китайских туристов не возят, потому что местные кафешки просто не приспособлены для больших и организованных групп. Но отбоя от русских посетителей здесь нет даже в будни.