Не менее 1,1 млрд рублей потратила Россия на создание и ремонт бомбоубежищ в 2024 году. Эта цифра сложилась из анализа госзакупок и заключенных контрактов. И она — минимальная, так как мы учитывали при подсчетах только те закупки, где уже были определены и поставщик, и финальная цена.
Три года назад бомбоубежища, сохранившиеся с советских времен, интересовали разве что сталкеров. На сталкерских форумах и можно было найти их координаты. А более нигде — как известно и как ни парадоксально, расположение бункеров является секретной информацией.
О том, что дорогу в убежища покажут, если что, не всем, в присущей ему манере летом напомнил псковский губернатор Ведерников. Его во время отчета перед Думой спросил о расположении укрытий депутат от «Яблока» Гайдук. Ведерников отказался отвечать, заявив, что информацию такого рода «никогда не даст», и вообще, мол, в этой вашей партии «иноагент» на «иноагенте». Если отсутствие в законе запрета «иноагентам» при обстрелах пользоваться убежищами — недоработка Госдумы, Ведерников явно перещеголял Володина вместе с Пискаревым.
Итак, где в России бункеры — неизвестно, зато число таких сооружений не секрет. В 2017 году их пересчитала Счетная палата, получилось 16 448. Правда, на момент проверки аудиторы нашли в списке «защитных сооружений» на балансе Росимущества весьма неожиданные объекты. Например, по этому разряду проходили «15/59 доли» какой-то нижегородской квартиры.
Вот еще данные из отчета: «Инвентаризацией установлено наличие в казне Российской Федерации 16 271 объекта, государственное финансирование на содержание которых не осуществлялось на протяжении более 20 лет, что негативно повлияло на готовность объектов к приему укрываемых». Иными словами, большая часть убежищ попросту пришла в негодность. Само же Росимущество в представленных аудиторам документах признало: «Порядка 95% объектов находятся в неудовлетворительном состоянии».