«Новая газета. Журнал»Политика

Винтовка — это праздник

На шоу и патриотические акции, которые должны заставить россиян полюбить СВО, за два года потрачено 91 млрд рублей. Вот на что конкретно ушла эта сумма

Винтовка — это праздник

Петр Саруханов / «Новая газета»

В Новосибирск привезли «трофейную технику НАТО». Горожанам неделю демонстрировали «танки, боевые машины пехоты, бронеавтомобили, вездеходы, произведенные в Австрии, Германии, США, Великобритании, Турции и Украине». Желающие могли посетить мастер-классы по плетению маскировочных сетей, изготовлению тактических носилок и окопных свечей.

Патриотизм к россиянам едет не только по дорогам, но и по рельсам — акций под типовым названием «Сила в правде» на самом деле две. Одна на колесной тяге, другая — на паровозной. Та, что в поезде, уже проехала от Москвы до Владивостока, сделав 75 остановок. В составе поезда тематические вагоны:

  • «Оружие особого рода»,
  • «Юнармия: берем пример с лучших»,
  • «Этих дней не смолкнет слава»,
  • «Военная служба по контракту — выбор сильных!».

Информпартнером акции Минобороны (тут стоимость не посчитаешь — бюджет ведомства закрыт от чужих глаз) стал «Союз блогеров». Что это за зверь? На сайте организации в разделе «Учеба» есть, например, курс некой Марины Демченко «Парадигма изобилия как способ управления счастьем». Демченко — «Холистический маркетинг-коуч, основатель Международной Школы Создателей Целостного Бренда Личности «Сделай себя сам», советник по целостному развитию благополучия и счастья горожан».

Патриотическая акция «Сила V правде» в парке 300-летия в Санкт-Петербурге, июнь 2024 года. Фото: Надежда Буаллаг / Коммерсантъ

Патриотическая акция «Сила V правде» в парке 300-летия в Санкт-Петербурге, июнь 2024 года. Фото: Надежда Буаллаг / Коммерсантъ

Менеджеры любви (к Родине, конечно) и правда ищут свой маркетинг. Патриотизм они продают за большие деньги, только платим за то, что под его видом втюхивают, мы все без исключения, но не впрямую, а через бюджет.

Например, тюменская «Сила V Правде» (та, что на автомобилях) обошлась городскому бюджету в 4,2 млн рублей — столько стоила доставка техники в Новосибирск из Горно-Алтайска, где только что прошло аналогичное шоу. А до него — в Тюмени, Челябинской и Свердловской областях.

Технику возят по стране на 9 автотралах. Организаторы выставки — Минобороны РФ и «Единая Россия», но доставку экспонатов оплачивают регионы. А кроме нее — питание для организаторов и гостей. Тюменскому бюджету, согласно данным сайта госзакупок, оно, например, обошлось почти в 2 млн рублей. Закупки проводил «Региональный центр допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», который работает с подростками от 14 лет. И не только — судя по местным новостным сюжетам, сотрудники центра выезжают в зону СВО и тренируют ее участников. Для детей «Аванпост» проводит огромное количество мероприятий, порой нетривиальных — например, песенный фестиваль «Дмитриевская суббота», название которого отсылает к Дню поминовения усопших в РПЦ.

Директор центра, депутат облдумы и «спецпредставитель губернатора по вопросам СВО» Николай Савченко стал самым богатым из руководителей тюменских спортивных центров. Его средняя зарплата за 2023 год составила 354 тысячи рублей.

Николай Савченко. Фото: соцсети

Николай Савченко. Фото: соцсети

Только за неполный 2024 год сумма, на которую осуществлял различные закупки центр, превысила 340 млн рублей — тут и 15 млн на футболки, и столько же на «текстильную продукцию и игры», в числе которых снова футболки, настольные «крестики-нолики» и бейсболки, и оснащение мобильного тира на миллион, и два болотохода по миллиону штука, и организация многочисленных смен военных лагерей для подростков.

За два года СВО организации по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи по всей стране потратили не менее 700 млн только на питание воспитанников, хознужды, закупку флагов и прочей атрибутики. Немалая часть закупок связана с «Юнармией». Например, ненецкий центр военно-патриотического воспитания закупил формы, атрибутики и беретов для детей почти на 600 тысяч рублей. В Калининграде к делу подошли решительней и купили за 2,2 млн 75 массогабаритных макетов автомата Калашникова. В Крыму приобрели тактико-огневой комплекс имитации стрельбы за 2,7 млн. Такое вот «дополнительное образование». На этом фоне пермский центр «Авангард», закупивший на 84 тысячи портретов Путина и Шойгу, смотрится весьма скромно.

Церемония приема в ряды «Юнармии». Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

Церемония приема в ряды «Юнармии». Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

Финансирование проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в 2024 году достигнет 46 млрд, это на 6 млрд больше, чем годом ранее, и в 10 раз больше, чем было заложено в бюджет в 2022 году.

Суммарно за три года СВО страна потратит на возбуждение в гражданах любви к Родине не менее 91 млрд рублей.

Свалившиеся с неба деньги осваиваются как фантазии хватит. Например, липецкий центр военно-патриотического воспитания за 600 тысяч рублей заказал граффити на стене многоэтажки, где находится его офис. Согласно документам закупки, торец здания площадью 175 м2 разрисовали «в рамках областной акции «Патриотизм в красках». В техзадании, правда, краска указана турецкая: прописано требование грунтовки стены фасадной краской Marshall Maestro (либо аналогом). В конце лета граффити появилось: на нем ребенка держит за руку военный, сверху надпись: «Мой папа — герой».

Аналогичный центр в Крыму, закупивший самых разных вещиц и услуг на 150 млн с лишним, заодно пополнил автопарк полноприводным пикапом GREAT WALL с кожаным салоном и стоимостью 3,8 млн рублей, а также четырьмя багги-автомобилями и четырьмя квадроциклами.

Скромно, но изобретательно по сравнению с Крымом выглядит Калининград: 2 млн потратили на «Фаертаг» — оборудование для военно-тактической игры, имитирующей военные действия, столько же — на учебные патроны и светошумовые гранаты, а еще для проведения сборов по допризывной подготовке крайне понадобились два ноутбука суммарно за 250 тысяч рублей.

Больше всего в закупках, конечно, канцтоваров, мебели, ремонтных работ, услуг охраны и всяких рамочек-пакетиков-сувениров. А вот астраханский патриот-центр заказал на 80 тысяч рублей траурных венков.

Читайте также

«Гепатит С берем. Проблемы решаем»

«Гепатит С берем. Проблемы решаем»

Для вербовки на контракт используют сетевой маркетинг и холодные звонки. Прожить день и не встретить рекламу военной службы невозможно

За три года лидерами по затратам на патриотическое воспитание в России стали:

  • Санкт-Петербург,
  • Московская область,
  • Воронежская область,
  • Челябинская область,
  • Ямало-Ненецкий автономный округ,
  • Ставропольский край.

Ключевым распорядителем средств остается «Роспатриотцентр» — учреждение при «Росмолодежи». Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2024 году центр уже провел 35 закупок от миллиона до 119 млн рублей. Самым дорогим оказалось проведение форума «Истоки» (суммарно — более чем на 180 млн), который прямо в августе и сентябре проходит в изувеченном Херсонесе. Центр тратит десятки миллионов на форумы помельче — для «работников сферы патриотического воспитания», добровольцев, реконструкторов. За четыре с лишним миллиона устраивает встречи с 20 участниками СВО и Героями России в 14 регионах, за два — раздает «георгиевские ленты». «Роспатриотцентр» был и заказчиком «комплекса услуг по организации и проведению серии онлайн-эфиров и Всероссийских семинаров по борьбе с фальсификацией истории в рамках «Организации и проведения Всероссийских мероприятий гражданско-патриотической направленности». Те самые разговоры о важном для учителей всего за 2 млн организовало малоизвестное ООО «Приор».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Милитаристское воспитание детей — лишь один из сегментов нынешней патриотики. Обязательной статьей расходов у многочисленных госучреждений и муниципальных администраций стали разного рода военизированные мероприятия для взрослых. С начала СВО мы нашли не менее 904 таких закупок на 1,3 млрд рублей. Не исключено, что их намного больше — «патриотическая» статья расходов есть едва ли не у каждой бюджетной организации.

Фото: Александр Река / ТАСС

Фото: Александр Река / ТАСС

На острове Декабристов в Петербурге любовь к Родине власти решили привить 95 жителям всего за 383 тысячи рублей. У ООО «Милитаристайлтур» они заказали программу «Один день в армии». Муниципалитет желал, чтобы за это время граждане любого пола и возраста побывали в полевом лагере, получили форму, схожую с военной, и поучаствовали в «Битве за Москву». Для этого нужны были всего лишь три танка, носилки и перевязочный пакет. А вот описание конкурса «Подвиг зенитчиков»: «Первой команде лучших участников по итогам прохождения четырех этапов предстоит стать расчетом зенитного орудия калибром 85 мм, чтобы отразить авианалет на Москву». В общем, типично реконструкторские развлечения, только играют не в эльфов и гномов, а на карнавализированную до предела в поп-культуре России тему Великой Отечественной. Войнушка для взрослых заканчивалась полевой кухней и фотографированием.

Вообще, присутствие фотографа на подобных мероприятиях обязательно прописано во всех техзаданиях. А как же — надо ведь потом отчеты посылать о патриотической работе.

Что до петербургского «дня в армии», так и тянет спросить у заказчиков: а что это они для сценария выбрали московские темы, а не свои, ленинградские? Или реконструкцию страшных блокадных эпизодов устраивать не так весело?

Карнавализация войны, начавшаяся далеко не вчера, расцвела окончательно, она — источник фантазии чиновников, на реализацию которой направляются миллионы.

Вот, например, администрация петербургского муниципалитета Александровская за три миллиона заказывает целый сериал из реконструкций для «военно-патриотического воспитания граждан». Цель — «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны; укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений; воспитание гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Для достижения этой сложной цели нужно всего-то пять часов поиграть в военно-полевом лагере, разобрать и собрать автомат Калашникова, пострелять из пневматики, научиться носить противогаз и совершить марш-бросок на бронетехнике. Это первый этап, еще заказан квест по мотивам Великой Отечественной: с шутками и прибаутками граждане, у которых на глазах растет «активная жизненная позиция», должны искать шифровку, кататься на танке (оборудованном поручнями) и снова разбирать автомат. В пакет входит и урок мужества — и опять разобрать автомат. Кроме того, в закупке — концерты, песни и пляски.

Международный военно-исторический фестиваль «День Бородина», посвященный Бородинскому сражению, сентябрь 2024 года. Фото: Екатерина Матюшина / Коммерсантъ

Международный военно-исторический фестиваль «День Бородина», посвященный Бородинскому сражению, сентябрь 2024 года. Фото: Екатерина Матюшина / Коммерсантъ

Некоторым удалось обойтись без автоматов. Волгоградский филиал РАНГХиГС решил воспитать любовь к Родине (так и написано в описании закупки) с помощью дубов-великанов. Посмотреть на них должны были в 2023 году за 450 тысяч рублей 200 студентов вуза. Филиал заказал организацию экскурсий по Волгоградской области с обязательным посещением Каменно-Бродского и Гусевского монастырей, а также «целебных источников, территории произрастания дубов-великанов».

Разного рода патриотические акции бюджетные учреждения проводят, как по разнарядке. Флешмобы — не спонтанное коллективное действие, а тоже услуга по аутсорсингу за бюджетные средства. Вот, например, университет имени Косыгиина за 400 тысяч заказывает для школьников флешмоб. Он, цитируем, «представляет собой заранее спланированную массовую акцию, которая проводится 1 сентября 2023 года. В первый день нового учебного года участники одного региона России зачитывают письма от участников из другого региона… После этого происходит коллективное обсуждение написанного участниками флешмоба из других регионов». Скулы, конечно, сводит от скуки сразу — так и представляешь запах школьного класса после летнего ремонта, буратинные голоса мнимо заинтересованных завучей и зевоту приговоренных к 10 годам без права на УДО. Как все это способствует любви к Отечеству, понять мудрено.

По патриотическому нацпроекту закупается колоссальное количество госсимволики — как будто прежде в российских школах флаги и гербы были в дефиците. Например, в Мурманской области этого добра одномоментно закупили на 15 млн. На чудовищную сумму приобрели 159 комплектов флагштоков, флагов и гербов.

Еще один популярнейший сегмент нынешней патриотики — военно-исторические реконструкции. С начала СВО их провели по всей стране на 140 млн. Реконструкторы и «попаданцы» вообще стали важными персонажами этих трех лет.

Война — любая, но Отечественная в особенности — превращена в поп-культуре в веселую прогулку с танцами, сражения — в водевиль, военная форма (для многих смертное одеяние) — в костюм для утренника в садике.

История превращается в модульные декорации, которые можно переставлять сообразно нынешнему курсу, а редактирование прошлого заменило собой творение будущего. Вот они и любовь такую сочиняют — по разнарядке.

Детская книга о подростках-попаданцах, изданная несколько лет назад по госпрограмме «сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей» одним патриотичным автором, имела название «Вперед — в прошлое». Кажется, эта трудновыполнимая формула применима к доброй половине идей нынешних креативщиков — особенно тех, кто осваивает деньги, обещая научить любви — к Родине, например.

Читайте также

Школьников — на БАМ, Дарвина — в бан!

Школьников — на БАМ, Дарвина — в бан!

Топ-10 дури сентября

Этот материал вышел в первом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow