Сюжеты · Спорт

Мадам баронесса

Легендарной Елене Чайковской 30 декабря исполнилось 85 лет

Андрей Успенский, корреспондент

Елена Чайковская. Фото: rsport.ria.ru

Все-таки есть интересные тренеры… Вернее, тренеры с интересной судьбой, которым превращаться в менторов вроде бы было совсем не обязательно. Потому как могли стать кем угодно. Вот Елена Анатольевна Чайковская, на мой взгляд, именно из такой неординарной «серии». Необыкновенная родословная и неспортивное (в хорошем смысле слова) образование обязывали, как казалось, вывести ее на другую, нескользкую дорожку. Но, как говорится, человек предполагает, а располагает известно кто.

Родителями Леночки являлись актеры Театра Моссовета — Анатолий Осипов и Татьяна Гольман. И в нежном возрасте вместе с отцом она снялась в эпизодах таких фильмов, как «Близнецы», «Слон и веревочка», «Первоклассница». И с артистами всех мастей — от Михаила Жарова до Галины Улановой — ей доводилось общаться, разумеется, и не на сцене. А то, что Чайковская настоящая баронесса — правда и вовсе чистейшая. Ее мать — потомственная дворянка, и среди ее предков числились титулованные особы, осевшие в нашей стране еще с конца XVI века. У Чайковской, что называется, и грамота, подтверждающая поистине благородное происхождение, есть. Впрочем, жизнь ее сахарной не была. «Осенью 1941 года гитлеровцы подходили к Москве, и меня с мамой, как «фольксдойче», то есть исконных немцев, обитавших в России, выслали подальше — с глаз долой, из сердца вон. За три тысячи километров от столицы. Почему мы оказались в числе немцев? В маминой метрике стоит запись «Татьяна Пастухова». Но вообще-то она по матери — Гольман — или, если соблюдать правило немецкого произношения, Хольман», — так писала в своей автобиографии Елена Анатольевна, которая всегда подчеркивала, что сама она немка (по воспитанию) с русской душой. Кстати, начиная с 1972 года Чайковскую выпускали за границу с ее подопечными без всякого сопровождения, так как в КГБ точно знали: эмигрировать двоюродная сестра первого секретаря ЦК ВЛКСМ Бориса Пастухова не собирается…

Елена Чайковская с грамотой, подтверждающей ее дворянское происхождение. Фото: Евгений Успенский

А как в ее детстве появилось фигурное катание? Тут все как раз прозаично: Лена часто болела, и папа с мамой по совету врачей отправили ее на каток для укрепления здоровья. Так она и начала свою пьесу на стадионе «Юных пионеров». Любопытно, что однажды ее тренер Татьяна Толмачева отвезла всю группу на просмотр к нашему первому олимпийскому чемпиону Николаю Панину-Коломенкину, которому весьма понравились этюды маленьких «проказниц».

В 1957-м динамовка Елена Осипова выиграет первенство СССР. Но поступать решит в ГИТИС — Институт театрального искусства — на балетмейстерский факультет. Без хореографического образования попасть туда было нереально, но вы же не забыли, где служили ее родители? Короче, протекцию талантливой попрыгунье составил сам Юрий Завадский по просьбе не менее замечательного педагога Ирины Анисимовой-Вульф, которая жила по соседству с актерами в знатном доме на углу Беговой улицы и Хорошевского шоссе и понятия не имела о фигурном катании. Но аристократка, это надо отметить особо, обучалась на общих основаниях и без всяких скидок на заслуги спортивные.

В 21 год она уже будет тренировать сама. И знаете кого? Татьяну Тарасову (да-да, ту самую) с Виктором Проскуриным. Вот как вспоминала об этом Татьяна Анатольевна: 

«Я каталась с Жорой Проскуриным, нам было по шестнадцать. Муштровал нас Виктор Рыжкин, а хореографом к нам прислали студентку из ГИТИСа Елену Новикову (по первому мужу). Пришла она в валенках и тулупе, а также в большом и модном мохеровом платке. Впечатление на нас она произвела колоссальное. Красивая, стройная, с загадочными глазами. Вскоре Рыжкин оставил нас, и уже занимавшаяся с нами хореографией женщина принялась придумывать для нас программы. Своего воспитателя мы очень полюбили и боялись подвести и расстроить».

Потом тулуп и платки Мадам (такое прозвище к преподавательнице ледовой науки приклеится с легкой руки ее второго мужа — журналиста Анатолия Чайковского) сменит на шубы и меховые шапки, в которых она будет щеголять на соревнованиях и не только. К слову, первую шубку из чернобурки ей сшили в ателье ЦК партии, по протекции семьи Брежнева. А вот фигуристы — танцоры Людмила Пахомова и Александр Горшков — попадут к молодому наставнику без всякой протекции: просто попросятся к ней в ученики. Тренер согласилась. В 1969-м Люда и Саша в Ленинграде виртуозно объедут всех на союзных стартах, затем выхватят бронзу европейского конкурса, а следом — серебро на планетарном форуме.

Людмила Пахомова, Александр Горшков и тренер Елена Чайковская (слева направо) во время тренировки, 1972 год. Фото: Валерий Зуфаров / Фотохроника ТАСС

Стоит пояснить, что спортивные танцы в то время, если можно так выразиться, «вылуплялись из яйца» (мировые и континентальные чемпионские звания стали разыгрываться только в начале 50-х, а об Олимпиаде речи и не шло). Специалисты учились преподносить тонкости скучной для публики беспрыжковой премудрости, зрители — смотреть и понимать, судьи и журналисты — считать и оценивать. В общем, тогда все зависали в поиске. И то, что требуется, находили экспериментальным путем и предъявляли именно Людмила и Александр, которых направляла такая же смелая и неуемная Елена Чайковская. Феноменальная трудность, неожиданные технические решения, оригинальность и экстремальность. 

Эта троица буквально разукрашивала мир танца. Их выбор музыки, хореография, постановка и интерпретация поражали. Не было никаких разрозненных элементов — все связки несли смысловую нагрузку.

Отыщите и посмотрите в интернете хотя бы «Кумпарситу», «Вальс» на музыку Хачатуряна и «Озорные частушки» Родиона Щедрина. Уверен, не пожалеете.

С 1970-го по 1976-й Пахомова и Горшков заберут шесть чемпионатов мира (больше не выиграл никто до сих пор). Субъективный вид включат в олимпийский репертуар благодаря им. Как сказал однажды глава тогдашнего технического комитета ИСУ по танцам Лоуренс Демми, «Пахомова и Горшков несут с собой новое направление, выразительное и чрезвычайно спортивное». И в Инсбруке-76 будут овации. «Восхитительная румба. Настоящая! Феерия на льду!» — так оценит пресса их победный «австрийский» танец.

С хитрющей Еленой Чайковской совершит сказочный фокус и Мария Бутырская. Властная и чрезвычайно требовательная Мадам сумеет подобрать ключик к москвичке, которая зачастую уступала за рубежом только потому, что излишне нервничала перед выходом на залитую светом площадку. Елена Анатольевна сумела успокоить творившую чудеса на тренировках красотку и внушить ей, что она имеет все для того, чтобы волшебно кружиться при аншлагах в больших залах. Сама Бутырская секрет успеха объясняла так: «Чайковская научила меня катать короткую программу в любом состоянии. И неважно, выспалась — не выспалась, устала — не устала… Семь утра или двенадцать ночи — без разницы. Надо выскакивать на лед и выполнять все запланированное…»

Кандидат в олимпийскую сборную России Мария Бутырская, 1997 год. Фото: Игорь Уткин / Фотохроника ТАСС

В 1996-м Маша дотягивается до бронзы континентального первенства в Софии. В 1998-м она примерит европейскую корону в Милане, а на следующий год сохранит титул и вдобавок сенсационно завоюет в Хельсинки первое в истории нашего женского фигурного катания золото чемпионата мира! Причем руководство в Бутырскую не верило, и даже хотело, вопреки правилам отбора, послать в Финляндию Ирину Слуцкую. Но Чайковская заявила тогдашнему президенту Федерации Валентину Писееву, что в таком случае поднимет вой на всю страну. И, уверен, подняла бы. А Маша подняла на уши всю «Хартвалл Арену», и в уголке «кисс-энд-край» утонула в объятиях своего верного тренера…

А как прекрасны были Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов — двукратные чемпионы Старого Света и мира, олимпийские триумфаторы Лейк-Плэсида-1980. А кто не помнит блестящего и вдохновенного Владимира Ковалева — первого советского чемпиона Европы (1975) в мужском одиночном катании и двукратного короля мировых ярмарок? А Владимир Котин — чемпион СССР и четырехкратный серебряный призер европейских слетов? Эти и другие ее ученики в неповторимых спектаклях преодолевали на льду силу земного притяжения и обретали славу.

Фигуристы Геннадий Карпоносов и Наталья Линичук, победившие в соревнованиях по танцам на льду на чемпионате Европы по фигурному катанию в Загребе, и заслуженный тренер СССР Елена Чайковская (в центре), 1979 год. Фото: Александр Яковлев / ТАСС

И вот ведь что еще важно. Мир фигурного катания — это своеобразное змеиное царство с подлянками и прочими нехорошими вещами. Но Чайковская всегда соперничала с открытым забралом и не лезла на чужое поле. Возделывала свой сад и, снимая урожай, давала болельщикам наслаждаться плодами, на которые не прекращался спрос. А когда в конце 90-х ее нагло вытолкнули из отечественных танцев, обвинив в развале данного вида и профнепригодности, она спокойно взяла литовскую пару — Маргариту Дробязко и Повиласа Ванагаса — и феерично выиграла с ними бронзу Евро-2000 и ЧМ-2000 (а Россия осталась тогда вообще без медалей в танцах впервые за 32 года).

Однако именно Чайковскую можно, не задумываясь, назвать самым патриотичным сенсеем. В отличие от своих многочисленных и всем известных коллег, она, хоть и консультировала (в тяжелый для себя период) иностранных спортсменов за океаном, но никогда не покидала родину надолго. «Я готовлю только на своей кухне», — обмолвилась как-то Елена Анатольевна, которую в 2019 году включили в Зал славы мирового фигурного катания.

Заслуженный деятель искусств РФ между тем и сегодня в деле. После смерти Александра Горшкова Чайковская заняла должность главного тренера сборной России, то есть, по сути, отвечает за все русские дорожки шагов и тулупы в целом.

Еще поскользим, Мадам! Так держать!