Сюжеты · Общество

Чёс за Родину

Депутат Госдумы получил ответы Генпрокуратуры, Счетной палаты и Минкульта РФ о многомиллионных гонорарах «патриотических звезд»

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Певцы Григорий Лепс и Shaman (Ярослав Дронов) на праздновании Дня Государственного флага России, 22 августа 2024 года. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ

16 миллионов — за час выступления так называемого Шамана на массовом мероприятии, 13 — за пение Лепса, 8 — за 45 минут Газманова. Причины «аморальной щедрости» в выплатах бюджетных гонораров за выступления российских артистов попытался выяснить депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов. Соответствующие запросы он направил генпрокурору Игорю Краснову, председателю Счетной палаты Борису Ковальчуку, министру культуры Ольге Любимовой. И получил ответы с любопытными формулировками. Оказывается, ничего страшного: сверхдорогие концерты за госсчет проводить можно, неэффективного расходования бюджетных средств в этом нет.

Депутат Госдумы от КПРФ Сергей Обухов. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

На гонорары российских артистов, в основном «патриотического толка», обратили внимание проект по исследованию госзакупок «Тендероскоп» и издание RTVI еще в октябре уходящего года. Тут же возмутились депутаты. Однако реакции госорганов до сих пор не наблюдалось. Напомним, что, по подсчетам «Тендероскопа», самым дорогим певцом, выступавшим на массовых мероприятиях, ожидаемо стал Ярослав Дронов, более известный как Шаман. Он заработал 16,6 млн за выступление на Дне города в пострадавшем от катастрофического наводнения Оренбурге и 15 — в Магнитогорске, в Южно-Сахалинске на военно-патриотическом фестивале «Своих не бросаем» пел всего-то за 7 с лишним млн.

Григорий Лепс стоил 13,4 млн на концерте в честь 86-летия Мурманской области (даже не круглая дата) и за 5,6 млн «не бросал своих» в Южно-Сахалинске. Кстати, столица Сахалинской области вообще звезд любит — за 7,8 млн позвала на концерт в честь окончания Второй мировой войны и освобождения Сахалина и Курил еще и Олега Газманова. Он же пел на Дне России за 8,25 млн в Мурманске. В Нижнем Тагиле на Дне города 7,5 млн стоило выступление Александра Маршала. «Градусы» и Миа Бойка в Ноябрьске на Дне работников нефтяной и газовой промышленности выступали за 7 и 5,5 млн соответственно.

Кроме гонораров, кстати, у артистов, даже не «топовых», есть райдер. Летать в основном все привыкли бизнес-классом, но билеты входят в стоимость госзакупки. И у всех есть свои эстетические и гастрономические предпочтения. Вот, допустим, группа Dabro (милая, но все же не суперстар) требует подавать «к подъезду» черные Mercedes Benz V-Class обязательно не старше 2020 года, трехразовое горячее питание, а также шашки, шахматы, йогурты в бутылках и королевские финики в гримерку. Кому-то нужны определенные марки спиртного, другим — спортивные тренажеры в гостиничном номере…

Участники группы Dabro Михаил и Иван Засидкевичи на XXIX Церемонии вручения Национальной музыкальной премии «Золотой Граммофон», 12 декабря 2024 года. Фото: Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ

Как замечают в «Тендероскопе», 16,6 млн за так называемого Шамана в Оренбурге = компенсация для 166 человек за полную потерю имущества в области, пострадавшей от потопа (им выдавали по 100 тысяч, многим отказывали в выплатах). 

А 11,5 млн Юрию Антонову в Уфе — это километр дороги, которую размыло так, что скорая не может проехать.

В довольно эмоциональном обращении в Генпрокуратуру, Счетную палату и Министерство культуры депутат Обухов демонстрирует полную поддержку СВО, напоминая при этом, что в годы Великой Отечественной войны великие советские артисты «в составе фронтовых агитбригад или сольно много-много раз выезжали на фронт для выступления перед бойцами, многие из которых только что вышли из боя». И никому в голову не приходило требовать гонорар, более того — звезды жертвовали свои деньги на строительство танков и самолетов, которые в знак благодарности называли их звездными именами. А вот боевых самолетов «Газманов» или ракетных комплексов «Шаман» мы пока не наблюдаем. И вообще непонятно, когда артисты, зарабатывающие на патриотизме миллионы, в последний раз ездили на фронт.

Депутат спрашивает, не нужны ли эти десятки миллионов, выделенные из федерального и региональных бюджетов, на линии боевого соприкосновения или в той же Курской области? И просит провести проверку законности и обоснованности выделения бюджетных средств.

Ответы, полученные Обуховым, представляют собою отдельный вид искусства. Счетная палата, например, изъясняется изящно. Работаем, мол, исключительно по годовому плану. Формируется он из обращений или поручений президента, постановлений Совфеда и Госдумы, «а также по обращениям не менее одной пятой от общего числа сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной думы». А возмущение Обухова «принято [Счетной палатой] во внимание».

Ответ Минкульта длиннее и красивее. Там решили пойти по пути подмены тезиса. Мол, эти артисты самостоятельные, у них есть райдеры, из бюджета ведомства ни копейки на выступления эти выделено не было. А расходы регионов ведомство не контролирует. Но к мнению депутата Обухова о том, что беженцам и людям из приграничных регионов надо помогать, в министерстве относятся «с пониманием». Поэтому заявки о поддержке учреждений культуры и «людей творческих профессий» из Белгородской и Курской областей рассматривают в первую очередь. Гастроли, ремонты, поддержка проектов, адресная помощь, стипендии молодежи и «заслуженным». Правда, при чем тут Шаман и Газманов с их патриотическим патриотизмом?

из ответа минкульта

«Начиная с 2022 года министерством проводится регулярная работа по организации выступлений мобильных концертных агитационных бригад, которые выступают на объектах, подведомственных Минобороны России. В госпиталях, воинских частях и мобилизационных пунктах переподготовки российских военнослужащих выступают такие выдающиеся коллективы, как Ансамбль имени Л.Г. Зыкиной, Хор имени М.Е. Пятницкого, Оркестр имени Н.П. Осипова, Камерный «Вивальди-оркестр», Ансамбль танца «Вайнах», Омский русский народный хор и многие другие. Кроме того, в рамках обменных гастролей регулярно проводятся выступления ведущих российских театров, оркестров, солистов инструменталистов и вокалистов на территории возвращенных регионов. Творческим коллективам из ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей регулярно организовываются гастроли по другим регионам страны…»

Далее — на целый лист о том, как Минкульт старается. И ни слова о гонорарах «звезд» и вообще о деньгах. Было бы, конечно, интересно сравнить, сколько десятков миллионов получили высокопрофессиональные артисты, например, Хора им. Пятницкого или Омского хора за выступления перед ранеными и мобилизованными?

Хор им. Пятницкого. Фото: официальный сайт Хора им. Пятницкого

Генпрокуратура, на которую из этой тройки ведомств возлагались максимальные надежды, спустила обращение в регионы. А там, как под копирку, — «оснований для принятия мер реагирования не установлено». Но есть интересные детали.

В Мурманске, например, концерт Лепса (13,4 млн) расторговывался с единственным поставщиком, цена формировалась с учетом запросов коммерческого предложения троим местным индивидуальным предпринимателям. Концерт проведен в рамках региональной госпрограммы «Культура», оплата — за счет субсидии регионального бюджета областному дворцу культуры. То же самое — в других городах: программы, субсидии, межбюджетные трансферты, услуги. Или вот, например, забавный штрих: в Великом Новгороде выступление Газманова (8,25 млн) длилось, согласно закупке, «не менее 45 минут» — не густо.

Самой откровенной оказалась прокуратура Сахалинской области. Из ответа мы узнаем, что на гала-концерт Всероссийского фестиваля военно-патриотической песни «Своих не бросаем» 21 февраля с.г. филармонии бесплатно выделила зал спортивная школа «Кристалл». На выступление Ярослава Дронова (Шамана) выделено при этом почти 7 миллионов, на Григория Лепсперидзе, он же Лепс, — 5,6 млн. При этом общий порядок определения начальной (максимальной) цены договора не применялся, а обоснования цены не проводилось. Услуги оплачены вперед и после приняты заказчиком.

из ответа прокуратуры Сахалинской области

«Реализация платных билетов на мероприятие и его рекламная кампания с привлечением бюджетного финансирования не проводились. Согласно сведениям правительства Сахалинской области, мероприятие посетили около 1600 человек».

Честно говоря, не огромная цифра. Жаль, мы не узнаем, сколько из этих «посетителей» — чиновники. Что же касается Дня окончания Второй мировой — за 7,8 миллионов Газманов пел на площади Победы, это открытая площадка. И мероприятие посетили почти 5000 человек (уже лучше).

Перелеты Дронова, Лепсперидзе, Газманова и их команд по маршруту Москва — Южно-Сахалинск — Москва входили в стоимость госзакупки и составили 1 022 118 рублей.

из ответа прокуратуры Сахалинской области

«АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» на основании договоров с ГАУК «Сахалинская филармония» предоставлены услуги по специальному обслуживанию ВИП-пассажиров (встреча пассажиров у трапа, персональное сопровождение, обслуживание в ВИП-зале аэровокзала) общей стоимостью 341 200 рублей, — продолжает прокуратура. — Проживание эстрадных исполнителей в гостинице «Мега Палас Отель» (ООО «Грин Солюшион») профинансировано ГАУК «Сахалинская филармония» на сумму 122 500 рублей (Дронов Я. — 2 ночи в номере стоимостью 23 500 рублей, Лепсверидзе Г.В. — 1 ночь в номере стоимостью 23 500 рублей, Газманов О.М. — 2 ночи в номере стоимостью 26 000 рублей).

Перевозка эстрадных исполнителей осуществлялась ИП Поповым В.А. на основании договоров с 1 АУК «Сахалинская филармония», стоимость соответствующих услуг составила 303 800 рублей (Дронов Я. — 156 400 рублей, Лепсверидзе Г.В. — 82 800 рублей, Газманов О.М. — 64 600 рублей)».

Впрочем, Сахалинская прокуратура при этом проявила наибольший здравый смысл. Ведомство замечает, что при госзакупках надлежит «руководствоваться принципом экономически эффективного расходования денежных средств». А договоры выступления Шамана, Лепса и Газманова плохо вяжутся с тем фактом, что в области дефицитный бюджет. Так что губернатора и УФАС проинформировали, те дадут свою оценку. Другой вопрос, что сама по себе цена услуги за концерты не подлежит государственному регулированию. И потому — сколько хотят, столько и берут.