Последний троллейбус
В Музее современной истории сотрудники в основном возрастные, но не все помнят тот троллейбус. Смотрительница зала, посвященного столетию музея, от меня узнала о том, что когда-то посетителей здесь встречал помятый армейской броней рогатый. «Надо будет поинтересоваться», — сказала она. Кассир, продающая билеты и заманивающая растерявшихся посетителей «выставкой подарков Сталину и другим лидерам Советского Союза», помнит троллейбус, но утверждает, что он развалился. А один из руководящих работников учреждения со знанием дела ответил мне, что «вообще он не наш был, в какой-то момент пришлось отдать в музей транспорта».
Впрочем, в постоянной экспозиции про перестройку, путч-1991 и первые годы новой России экспонатов достаточно. От баррикад остались булыжники, цепи, металлические конструкции, таблички «Запись в отряды самообороны» и «Сотня номер 3», надпись на железном листе «Солдаты, не стреляйте в своих братьев!». Не верится, что все это было в Москве. За стеклом — большие фигуры Ельцина и Черномырдина из программы «Куклы» (президент за штурвалом). На фото — вернувшийся в страну Александр Солженицын. По телевизору — легендарный съезд народных депутатов СССР 1989 года, который смотрела вся страна (и в отличие от съездов КПСС, делала это добровольно), и сидящий на ступеньках Андрей Дмитриевич Сахаров, в свойственной себе интеллигентной манере просящий журналистов ему не мешать.
Из середины 1990-х — предвыборные плакаты. На листовке Союза правых сил — Кириенко, Хакамада и Немцов (как же по-разному сложились их судьбы). Элла Памфилова в гордом одиночестве украшает плакат движения «За гражданское достоинство».
Тут же — талоны на водку, сахар и табак, фотографии с митингов радикальных коммунистов из «Трудовой России», требующих «банду Ельцина под суд». Вечный замкнутый круг российской политики: если ты не уничтожаешь своих оппонентов, в истории остаешься либо в виде мальчика для битья, либо в виде карикатуры. Иными словами, чтобы музейщики следующего поколения не выставляли президента как куклу, программу «Куклы» надо не открыть, а закрыть.