Комментарий · Культура

Аэлита под прикрытием и Ихтиандр на СВО

Что могут снять в «Союзмультфильме» на бюджетные деньги как ответ «Диснею»

Борис Вишневский*, обозреватель

Супергерои от Лукьяненко. Источник: dzen.ru

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.

Глава «Союзмультфильма» и киностудии им. Горького Юлиана Слащева анонсировала «наш ответ Marvel и DC». А именно — предстоящую «первую собственную кинофраншизу супергероев», которую они разрабатывают вместе с государственно-патриотическим писателем-фантастом Сергеем Лукьяненко, всей душой поддержавшим действия российских властей в 2008 году в Грузии, а в 2022 году — в Украине.

Обещаны «шесть полноценных фильмов и сериал, возможно, на несколько сезонов», стоимость каждого из фильмов, по оценкам инициаторов, — не менее миллиарда рублей, и конечно же, они намекают на господдержку: как же без этого?

Юлиана Слащева. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

В пространном интервью, которое г-жа Слащева дала РБК, она сообщает, что «в советское время у нас был бум писателей-фантастов», что «мы все читали «Аэлиту», «Человека-амфибию», «Солярис», «Гиперболоид инженера Гарина» — это составляло нашу базовую библиотеку, и многие книги были успешно экранизированы», что «такое длительное увлечение научной фантастикой не могло не оставить след в нашем культурном коде», что «переосмысление знаменитых образов, помещение их в масштабную вселенную может стать платформой для множества проектов». И что планируемые фильмы будут основаны на произведениях великих советских фантастов: Александра Беляева, Алексея Толстого, немного Павла Бажова».

Все перепутано и перемешано в этих рассуждениях.

  • Во-первых, «Солярис» написал не советский, а польский фантаст — Станислав Лем.
  • Во-вторых, Павел Бажов не был фантастом — он был сказочником, это другой жанр.
  • В-третьих, Алексей Толстой известен большей частью совсем не как фантаст.
  • А в-четвертых, наиболее масштабный расцвет фантастического жанра в советское время (которое Слащева застала лишь подростком) и «след, оставленный в культурном коде» были связаны вовсе не с перечисленными ею именами.

Он был связан с именами Ивана Ефремова, Аркадия и Бориса Стругацких, Ильи Варшавского, Генриха Альтова, Валентины Журавлевой, Евгения Войскунского, Исая Лукодьянова, Сергея Снегова, Кира Булычева, Анатолия Днепрова, Геннадия Гора и других, разительно отличавшихся от своих предшественников: как от фантастов «ближнего прицела», описывавших чудо-тракторы и самоходные плуги, так и от фантастов предвоенной поры, обещавших сокрушительные победы над внешними врагами и клеймивших внутренних.

Именно книги упомянутых авторов, а вовсе не Беляева или Толстого, составляли «базовую библиотеку» нескольких поколений, выросших на «Туманности Андромеды», «Часе Быка», «Лезвии бритвы», серии о мире Полудня, «Трудно быть богом», «Обитаемом острове», «Понедельнике», «Люди как боги», «Легендах о звездных капитанах» и других.

Сергей Лукьяненко. Фото: Виктория Вотоновская / ТАСС

Но герои этих книг, появившихся в результате оттепели и прочно связанных с ценностями свободы, гуманизма, добра и открытости миру, по всей видимости, не вдохновляют инициаторов франшизы, которая названа «Орден Алой звезды»» и которая, по мнению соратника Лукьяненко по проекту — Сергея Волкова (неплохо зная отечественную фантастику, о таком успешном писателе, честно говоря, не слышал), — должна «перекрыть то, что нам навязывали на международном рынке».

Какие знакомые слова, идеально укладывающиеся в нынешний государственно-патриотический тренд, — «нам навязывали».

Да кто же это вам «навязывал», хочется понять?

Зритель ходит или не ходит смотреть кино, голосуя своим рублем за качественную продукцию и отказываясь смотреть халтуру. В том числе, и политически правильную, и соответствующую текущему мнению начальства.

И если то, что пришло с «международного рынка», лучше и интереснее — будут смотреть его. Это как с автомашинами, где лучшее, на что способен отечественный автопром, — это наклеить российский шильдик на китайскую машину, а свою, качественную, почему-то создать так и не получается…

Что получится из замысла «Союзмультфильма» — предсказать несложно, хоть Лукьяненко и обещает «вселенную таких персонажей, как Аэлита, инженер Гарин, Ихтиандр» (опять же, не самые популярные герои у нынешних поколений).

Как известно, «вселенная Marvel» и другие «супергеройские серии» основаны на комиксах. Российских же популярных комиксов практически нет. А то, что есть, — вот: «графический роман Максима Григорьева и Сергея Лукьяненко «СВО: непридуманные истории», который, как сообщается на сайте Лукьяненко, «основан на реальных событиях в ходе СВО, беседах с участниками специальной военной операции и пострадавшими от киевского режима мирными жителями Донбасса».

Нетрудно представить, какую правильную политическую направленность будет иметь планируемый ныне проект.

В каких цветах там будут друзья, а в каких — коварные враги, над которыми будут одерживаться сокрушительные победы.

Как будут разоблачаться внутренние враги, находящиеся на содержании у внешних.

И так далее и тому подобное (примерно как в упомянутой выше советской фантастике 30-х–40-х годов).

И бюджетные деньги, скорее всего, будут.

Не будет только двух вещей: таланта и успеха.

Таланта — потому, что, как показывает практика (и не только отечественная), как только писатель, осознав, что необходимо для блага государства, обнаруживает у себя государственно-патриотическую жилку и начинает ее монетизировать, следуя политической конъюнктуре, — талант волшебным образом куда-то пропадает, даже если вырастают тиражи.

«Союзмультфильм». Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Помните, как было у Стругацких в «Гадких Лебедях» про некогда талантливого живописца Рэма Квадригу с его картиной «Президент на обстреливаемых позициях»?

Про которого «мокрец» Зурзмансор говорит главному герою повести, Виктору Баневу: «Моральные ценности не продаются, Банев. Их можно разрушить, купить их нельзя. Господин Президент считает, что купил живописца Р. Квадригу. Это ошибка. Он купил халтурщика Р. Квадригу, а живописец протек между пальцами и умер»?

А что касается успеха, его, что называется, ничто не предвещает. И не только потому, что предыдущие попытки, мягко говоря, не слишком удачны (так, разрекламированный «Сто лет тому вперед» — лишь бледная тень старого фильма). Но и потому, что 

успешность голливудских «супергеройских» фильмов основана на принципиально другой жизненной философии, нежели у российской госбюджетной киноиндустрии.

Философии, которой придерживается и массовый зритель этих фильмов.

Философии, основанной на индивидуальной свободе и отсутствии холопского преклонения перед властями.

В рамках которой президент и прочее начальство могут быть ничтожествами, дураками и злодеями (при одной мысли о подобном инициаторов «Ордена Алой звезды» хватит кондратий — конечно, если речь идет не о чужом президенте).

И в рамках которой у героев необходимы рефлексия и самоирония (качества, которые немедленно атрофируются у «государственно-патриотических» писателей).

Что характерно, на производство этих (как правило, весьма успешных) фильмов не просят денег у государства, чтобы дать достойный ответ «Союзмультфильму».

В интервью «Фонтанке.Ру» Сергей Лукьяненко хотя и с уважением отзывается о многих фильмах Marvel, но уверяет, что «западные франшизы подобного рода перенасытили рынок и неизбежно пришли к ситуации деконструкции жанра», что «фильмы, к сожалению, стали подвержены, скажем так, повестке», а это «раздражает зрителей во всех странах, поскольку делает сюжет предсказуемым».

Откуда Лукьяненко взял, что это «раздражает зрителей во всех странах», — непонятно, но понятен намек на «повестку». И хотя он оговаривается, что «мы хотели бы уйти от сиюминутности», но признает, что «разумеется, приметы времени, нынешнего времени, будут», «мы не пытаемся сделать историю, совсем оторванную от реальности». И сообщает, что их проект «будет нести правильные смыслы, правильные понятия для российского зрителя».

Какие это будут смыслы и понятия, уже очевидно.

Цитируя классиков отечественной фантастики, которые, доживи они до сегодняшних дней, совершенно точно придерживались бы противоположных, нежели Лукьяненко, взглядов на происходящее, «правда — это то, что во благо королю, все остальное ложь и преступление».

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».