Колонка · Общество

Институт каких-то ценностей

Главная его задача — не этические изыскания, а реестр очередных запретов

Фото: Майя Жинкина/ Коммерсантъ

Вице-спикер и бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова предлагает создать Институт изучения традиционных ценностей. Цель сформулирована так: закрепить на законодательном уровне понятия «деструктивный контент», поскольку сейчас нет общего определения — а чтобы определение выработать, надо установить понятия, которые бы описывали позитивный контент и духовно-нравственные ценности (цитирую по «Парламентской газете»).

Что ж — без отдельного института в этих вопросах точно не разобраться. Раньше, правда, разбирались с помощью «пол-литры», но разве «пол-литра» относится к традиционным нашим ценностям?

По сути, Институт должен дать определение добра, чтобы потом очертить круг зла — и всё запретить. 

Цель «запретить» вообще является конечной почти во всех нынешних инициативах и законах. Это уже можно тоже вносить в число традиционных ценностей.

Если же быть кратким и откровенным, то цель создания данного учреждения максимально проста и до безобразия прозаична. Есть некая тема, которая сейчас в государственном тренде. Грех на этой теме не заработать капитала — материального и политического. Поскольку изучать добро и зло можно бесконечно, а понять, насколько ты приблизился к решению задачи решительно невозможно, то этой белибердой за госсчет можно заниматься хоть всю жизнь. А бездельников-«патриотов» у нас еще не на один институт хватит.

На этом текст можно было бы и завершать — но мы же не халтурщики, мы тоже должны провести работу. И попытаться хотя бы приблизительно понять, какие ценности для нас традиционны.

Венецианец Амброджо Контарини был в Московии в 1477 году, встречался даже с царем Иваном III: 

«Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины, но вообще это народ грубый. Они величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих…» 

Итальянец Раффаэлло Барберини был при дворе Ивана IV в 1564 году. Он писал про русских мужчин: 

«… чрезвычайно как ревнуют своих жен и мало дозволяют им отлучаться со двора; да и не без причины так ревнивы они: мужчины и женщины у них чрезвычайно как хороши собою и здоровы. Одно только, что женщины обыкновенно употребляют румяны и белила, к тому же так неприятно, что стыд и срам!»

Примерно в те же годы побывал у нас английский путешественник Ричард Ченселор. Особенно интересным показался ему церковный уклад: 

«Их церковная служба происходит на родном языке. Они почитают Ветхий и Новый завет, которые ежедневно читаются, но суеверие от этого не уменьшается. Ибо, когда священники читают, то в чтении их столько странностей, что их никто не понимает; да никто их и не слушает. Все время, пока священник читает, народ сидит, и люди болтают друг с другом. Но когда священник совершает службу, никто не сидит, но все гогочут и кланяются, как стадо гусей…»

Адам Олеарий (немецкий путешественник, географ, историк). Был в Москве в составе посольств в 1630-е годы. Среди прочего писал:

«Они так преданы плотским удовольствиям и разврату, что некоторые оскверняются гнусным пороком, именуемым у нас содомиею… Это обстоятельство доставляет им потом тему для разговоров на пиршествах. Захваченные в таких преступлениях не наказываются у них серьезно».

Но это всё записки недружественных иностранцев. Однако даже летописец Нестор писал в «Повести временных лет» о том, как вятичи, северяне, радимичи собирались на поляне и творили всякие непотребства в праздники, в том числе на Ивана Купалу. 

А при Иване Грозном был «Стоглав», в котором среди прочих решений сообщалось и о нравственности, ибо 

«сходятся мужи и жены и девицы на нощное плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отрокам осквернение и девам растление». 

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Потом был, конечно, и «Домострой», который приписывают протопопу Сильвестру — это середина XVI века. Там особое внимание уделялось устройству семьи. Муж должен работать и добывать пропитание, жена — вести домашнее хозяйство, быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. А дети обязаны во всем слушаться родителей. Их предписывается воспитывать, в том числе, с помощью «ремня», как мы теперь сказали бы. Дочери должны освоить рукоделие и с малых лет собирать приданое, а сыновья обучаться каждый своему мастерству. «Домострой» был важен тем, что описывал до мелочей не только семейный уклад, а вообще всю жизнь тогдашнего человека. С отношением к церкви и царю, давал советы, что носить, чем питаться и т.д. В этом смысле «Домострой» хотели бы сейчас возродить многие. Желательно с наказанием за нарушение любых параграфов — например, если ты ешь гречку вместо перловки. Но исследователи видят сегодня в нем уже не столько христианскую, сколько патриархально-мусульманскую традицию, когда функция женщины фактически состоит в рождении детей. А неоднократное упоминание в трактате вреда пьянства и блуда косвенно показывает, какие традиции тогда на самом деле бытовали в обществе.

Но домостроевские постулаты просуществовали лишь до петровских времен. Когда началась стремительная европеизация страны. Углубляться в этот период мы сильно не станем — иначе текст превратится в книгу, а перепрыгнем во времена более нам близкие. И вспомним теорию «стакана воды». Когда удовлетворение плотских потребностей сравнивали с удовлетворением жажды. Ленин, впрочем, считал данную теорию антимарксистской, но распространение она приобрела чрезвычайно широкое. А революционные массы, получив свободу, трактовали ее в быту весьма широко. Закон о борьбе с порнографией в СССР приняли только в 1935 году — это к слову.

При этом именно наша страна была первой страной в мире, легализовавшей аборты — в ноябре 1920 года! Может быть, в этом наша традиционность? Но с 1936 по 1955 год аборты были запрещены полностью! Значит, мы возвращаемся к такой традиции? 

Правда, те два десятилетия ознаменовались расцветом подпольных практик прерывания беременности, жертвами которых стали тысячи женщин, делавших аборты как попало и у кого попало.

И уж если мы говорим про традиционные ценности, то как обойтись без разговора о религии? Но странно ссылаться при этом на опыт предков. Каких именно предков тогда мы имеем в виду? Отцов, дедов, прадедов? Прадеды, деды, а у многих еще и родители, родились в стране, где атеизм был официальной идеологической концепцией. В мусульманских регионах веру еще как-то сохраняли, а в традиционно православных с этим были большие проблемы. Мы просто не можем опираться на опыт тех поколений, потому что у них этого опыта нет!

При этом в России традиционными считаются четыре конфессии. И вот Духовное управление мусульман выпускает фетву, в которой подтверждает право исповедующих ислам россиян иметь до четырех жен. В этом нет абсолютно ничего нового. Но для православных или буддистов такой подход неприемлем. И словно в подтверждение этого столичный детский омбудсмен Ольга Ярославская намерена изучить семью Ивана Сухова, который прославился недавно рассказами о жизни в трехкомнатной квартире, где помимо него обитают три его жены и 14 детей. Не только проживание такого количество детей и взрослых на такой площади кажется ненормальным, но и многоженство, которое и православные, и светские законы России отвергают.

Но мусульманские-то наоборот! И обе религии традиционны. И это я не вдаюсь в тонкости буддизма и иудаизма. Так на что опираться? На гражданские кодексы и законы или религиозные нормы — совершенно разные у граждан одной и той же страны. И традиции у них различны, и ценности порою совсем непохожи…

Но «деструктивный контент» выведут в Институте госпожи Кузнецовой какой-то единый. И запреты синтезируют тоже общие. В этом можно не сомневаться.