Комментарий · Экономика

Затишье перед «запуском станка»

Центробанк вопреки всем прогнозам отказался повышать и без того высокую ставку, намекнув: борьба с инфляцией теперь на совести правительства. Что будет?

Дмитрий Прокофьев, редактор отдела экономики

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Решение ЦБ РФ о сохранении ключевой ставки на уровне 21% оказалось для рынка неожиданным — накануне заседания даже самые официозные экономисты и сторонники смягчения денежно-кредитной политики спорили только о том, насколько ставка вырастет — то ли на два процента, а то ли на все три, увеличивая стоимость заимствований в экономике.

При этом ценовые ожидания предприятий оставались очень высокими (выше, чем сейчас, они были только на фоне девальвации рубля и первых санкций весной 2022 года и еще в 2008 году, накануне глобального финансового кризиса). Причины такого настроя бизнеса в общем понятны — это ограничения в логистике, финансах, доступе к внешнему рынку и технологиям, рост налогов, повышение стоимости обслуживания долгов и, конечно же, недостаток кадров — все это, вместе взятое, значительно увеличивает издержки производства и формирует инфляционные ожидания.

О том, как рост цен раздражает людей, говорят и данные ВЦИОМ, согласно которым, индекс восприятия инфляции в ноябре 2024 г. составил 73 пункта, обновив максимальное значение за 8 лет. Последний раз выше этого значения он был в I кв. 2016 г. (74 п.). Если в октябре 2024 года каждый второй россиянин называл инфляцию очень высокой, то в ноябре так отвечали семеро из 10 опрошенных (68%).

И в этой ситуации ЦБ не только сохраняет ставку, но и резко меняет риторику своих заявлений

Сравните.

На заседании от 25 октября:

«Требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, для того чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании».

На заседании от 20 декабря:

«C учетом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жесткость ДКУ формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос. Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании».

Правда, содержание заявления ЦБ РФ оставляет странное впечатление — тут и инфляционные ожидания остаются высокими, и кредитование замедлилось разве что потребительское, цены растут повышенными темпами, на среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции по-прежнему существенно смещен в сторону проинфляционных.

…Ну а фактором дезинфляции, подсказывает ЦБ, может стать «нормализация бюджетной политики в 2025 году», изменение параметров которой может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики, напоминает регулятор.

Эльвира Набиуллина. Фото: AP / TASS

То есть надо инфляцию тормозить, но это теперь уже — не к нам. Вот как правительство перестанет раздавать деньги, так и цены тормознут,

а мы пока сохраняем ставку, чего уж тут делать. Хороших решений в этой ситуации нет.

На фоне критики ЦБ со стороны правительства и двусмысленного разговора на Прямой линии прозвучало следующее заявление. «(В феврале) либо мы убедимся, что достигнутой жесткости достаточно, либо вернемся к обсуждению вопроса о повышении ключевой ставки», — отметила Эльвира Набиуллина.

Вот какая в связи с этим вспоминается история из 1960-х. Однажды президент США Линдон Джонсон вызвал к себе легендарного главу Федерального резерва Уильяма Мартина и предложил тому пересмотреть позицию по возможному смягчению денежно-кредитной политики. Мартин отказал президенту — мол, экономика и так развивается высокими темпами, а расходы правительства растут. Джонсон взорвался: «Тут мои парни во Вьетнаме, а ты не хочешь напечатать мне денег?» Но Мартин все равно отказался «печатать деньги». А вот преемник Мартина, экономист Артур Бернс, деньги в итоге «напечатал». Результат был так себе — экономический рост в США сменился стагфляцией — ростом цен вместе с безработицей.

Что будет в РФ-экономике сейчас?

Это в значительной степени зависит от того, как экономические субъекты отреагируют на позицию ЦБ РФ, —

если они решат, что регулятор действительно «взял паузу», то нас ждет всплеск кредитования (дальше будет дороже, бери деньги сейчас), ну и связанный с этим рост цен.

Но если экономика решит, что ЦБ отказывается от независимой денежно-кредитной политики и теперь будет действовать в «интересах бюджета», то сегодняшняя инфляция покажется нам даже низкой. Ерундой покажется.