Свое 35-летие в этом году Интерьерный театр отмечает по-особенному: согласно решению Арбитражного суда, он должен окончательно и бесповоротно покинуть помещение в доме 104 по Невскому проспекту, которое занимал все эти годы. Чтобы сохранить основное собрание совершенно уникальных костюмов, реквизита и фотоархива, театр выставляет на продажу часть коллекции. В субботу 21 декабря в московском аукционном доме «Антиквариум» пройдет онлайн-аукцион, на котором все желающие смогут приобрести редкие документы, рукописи, автографы, костюмы, куклы. Вырученные средства помогут театру сохранить оставшееся имущество и надежду на возможное возрождение.
О появлении в пространстве города необычного театра, который сошел с традиционной сцены и вошел в исторические интерьеры петербургских дворцов и усадеб, вышел на улицы и площади, горожане узнали еще до его учреждения. В 1986 году актеры под руководством режиссера Николая Беляка приняли участие в акции за сохранение Дома Дельвига: они забрались на крыши домов, окружающих Владимирскую площадь, и оттуда «протрубили» о начале митинга в защиту здания. Позже на Смоленском кладбище представили спектакль по Пушкину «Пир во время чумы» в поддержку идеи восстановления церкви Воскресения Христова, в которой отпевали Александра Блока.
Благодаря активному участию театра градозащитникам удалось сохранить и восстановить усадьбу Державина. В 1989 году театру предложили оформить первую международную конференцию, посвященную Николаю Рериху, в Изваре. Придумали большой праздник со сменой декораций:
один из артистов забрался на крышу усадебного дома, где располагался сельсовет, сорвал красный флаг и заменил его на знамя с символом Пакта Рериха в центре. С этого события началось восстановление усадьбы семьи Рерихов.
Особенно заметным на улицах города Интерьерный театр стал после 1991 года. Тогда перед поездкой в Венецию для участия в карнавале театр создал свои самые знаменитые костюмы — Медного всадника, Петропавловской крепости, Смольного собора. Артисты летели в Венецию самолетом, а костюмы еще раньше отправили в трейлере. Но трейлер с костюмами и декорациями задержали на итальянской таможне, и выступление не состоялось.
Коллекция вернулась домой, и родилась затея проводить в городе на Неве карнавалы — артисты Интерьерного театра ходили по городу в костюмах самых знаменитых памятников Петербурга, которые стали визитной карточкой театра. А когда решался вопрос о возвращении городу имени его основателя, театр устроил своеобразный танцевальный марафон с участием гигантских кукол Ленина и Петра I: они пытались переплясать друг друга, чтобы решить спор, чьим именем будет назван город. Некоторые из этих архитектурных костюмов и исторических кукол можно будет приобрести на аукционе 21 декабря.
Важным и заметным было участие Интерьерного театра в политической жизни Северной столицы. Именно своей гражданской позицией театр заработал уважение и внимание демократической общественности города. Коллектив активно участвовал в выборах 1991 года, когда одновременно проходили выборы мэра тогда еще Ленинграда и выборы первого президента РСФСР. Мэром, как известно, был избран Анатолий Собчак, президентом — Борис Ельцин. В коллекции театра сохранились агитационные плакаты той предвыборной кампании, выполненные вручную по трафаретам и теперь тоже ставшие лотами на аукционе.
С Интерьерным театром дружили многие знаменитые деятели культуры и политики.
Итальянский писатель, сценарист, художник Тонино Гуэрра восхищался его постановками. Литератор, публицист, радиоведущая Мария Розанова, жена писателя Андрея Синявского, приезжая в Петербург, бывала в театре.
Именно Интерьерный театр пригласил на встречу с делегацией из японского города Нагано тогдашний председатель комитета по внешним связям мэрии Петербурга Владимир Путин: японцы планировали устроить в Нагано парк Петербурга, театр на этом приеме представил свои костюмы и оформил оригинальными декорациями большую выставку. Фотографии того приема тоже участвуют в аукционе.
Много лет дружила с театром и поддерживала его Галина Старовойтова. В 1997 году ее убили перед дверями квартиры в Петербурге. С тех пор вечера памяти Старовойтовой проходили в театре ежегодно, последний состоялся 20 ноября 2024 года, хотя труппа уже сидела на чемоданах.
За 35 лет своей жизни театр не раз оказывался в непростых ситуациях. С 1988 года он имел статус государственного, но был на полной самоокупаемости: денег государство не давало, и театр выживал за счет собственных проектов.
В феврале 2020 года, накануне объявления карантина из-за пандемии, в театре должен был пройти аукцион в помощь политическим заключенным. Подготовка к нему не завершилась, а в театре одна за другой стали появляться проверяющие комиссии — пожарные, налоговики, прокуратура.
Как потом выяснилось, в прокуратуру написал донос анонимный гражданин, которому не нравилась деятельность театра. Прокуратура и налоговики компромата не нашли, но пожарные закрыли театр до исправления всех недочетов. И недочеты почти исправили, но тут появились проверяющие из Минюста, которые обнаружили «грубые нарушения устава». Минюст приостановил работу театра до принятия нового устава. Его удалось утвердить только к концу 2021 года (теперь это АНО некоммерческая организация «Санкт-Петербургский Интерьерный Театр-Лаборатория»). Но и после принятия нового устава все попытки руководства театра наладить с городскими властями конструктивные отношения не увенчались успехом. А потом наступило 22 февраля 2022 года.
Демократический театр, родившийся в перестройку, просто не имел права молчать — 6 марта 2022 года Интерьерный театр вышел на улицу с плакатами против действий властей, тем самым подписав себе приговор. К тому моменту у театра накопились огромные долги по аренде и зарплатам, ведь все два года проверок, согласований и утверждений он не работал, его счета были арестованы. Страну уже накрывали волны арестов и репрессий — желающих протянуть театру руку поддержки не нашлось.
В субботу 21 декабря, в канун Рождества и Нового года, состоится аукцион АД «Антиквариум». Уникальные рукописи, самодельные книги, маски, куклы, макеты, созданные художниками театра, редкие фотографии — все это можно будет приобрести и помочь Интерьерному театру вернуть надежду на будущее.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}