В заголовке — слова Путина во время его прямой линии. Он отвечал на вопрос, что в нем самом изменилось за последние три года. А в начале мероприятия, побившего очередной рекорд хронометража, президент России сказал (с улыбкой), что нам в застое скучно — нам нужна движуха. Означает ли это, что в последние три года движухи было недостаточно и что самое интересное нас ждет впереди? Например, дуэль «Орешника» и натовского ПВО в небе над Киевом, которую тоже предложил Владимир Владимирович, — теперь уж даже не знаю, в шутку или от скуки…
Прямая линия В.В. Путина — особый жанр. Он стал таковым от понимания, что все сущее на нашей земле исходит от одного человека, и от его слов, сказанных в этом месте и в это время, зависят наши судьбы. Ну не от нас же самих, правда? Особость прямой линии и в том, что каждый понимает, что между ним и главой государства — пространство, как будто не заполненное ничем.
В нем существует известная вертикаль с властями разных рангов и масштабов, но только раз в год есть шанс на то, что твоя проблема будет решена, потому что решить ее, кроме президента, больше некому.
Этот декабрьский симбиоз Господа Бога и Деда Мороза наблюдается уже более 20 лет. Вот и на этот раз немец Лев Дейбель пожаловался, что никак не может оформить российское гражданство — и уже через час ему позвонили с просьбой донести недостающие бумажки. И многодетной матери из Сургута сразу же позвонили после того, как она обратилась к Путину, чтобы узнать, чем ей можно помочь.
Эта чудотворная способность лидера страны, впрочем, иной раз вызывала скорее недоумение, чем умиление. Например, когда через четыре с половиной месяца боев в Курской области вдруг выяснилось, что Верховный главнокомандующий не в курсе правового статуса бойцов, участвующих в сражениях. Но Госдума, уже вроде бы ушедшая на каникулы, за полчаса подготовила законопроект. А если бы у Путина не спросили про это?
Впрочем, щедрость его в нынешнем году оказалась умеренной. Как стал более умеренным и сам формат прямой линии. Это когда-то у президента был отдельный сеанс общения с народом — со сбычей мечт, шутками и взволнованными видео с мест. А был и такой же сеанс для прессы — с конкурсами забавных плакатов для привлечения внимания, с вопросами «Красного тундровика», с той женщиной, которая говорила национальному лидеру «Спасибо, Вова», — помните ее? Где она теперь, кстати? Как сложилась ее жизнь?
Так вот, времена изменились. И прямая линия тоже изменилась, став единственной за целый год возможностью для так называемого живого общения». Когда миллионы людей шлют вопросы, которые потом кто-то милостиво отберет. Потом из отобранного кто-то любезно решит что-то задать, а там уж как повезет. Вы на это все равно никак повлиять не можете.
Все остальное время ваша жизнь больше похожа на те серые экраны, на которые выводились вопросы, просьбы и пожелания. Год назад эти экраны были синими. Стала ли замена цвета символом серости наших будней, той самой скуки, о которой говорил Путин?
Или с голубыми экранами произошло то же, что с логотипом Суздаля, где изобразили синюю птицу, а «общественники» узрели в этом пропаганду чуждого нам и запрещенного у нас «Международного движения ЛГБТ»*?
Так или иначе, именно эти экраны, как и год назад, стали не просто декорацией, а тем, что действительно оживило действие. Парень, зовущий Катю замуж; Рифат Маратович, просящий «подарок левый задний дверь»; некто, спрашивающий, как объяснить бабушке смысл слова «кешбэк». Я бы, к слову, хотел услышать ответ на этот вопрос от человека, который точно не пользуется кешбэком и в 24-м году XXI века честно говорит: «В интернете я почти не бываю».
Вопросы на экранах были той параллельной реальностью, в которой находимся то ли мы, то ли тот, кому мы шлем те самые миллионы вопросов. Хотя на один он все-таки ответил. Вопрос был насущнее некуда: чей портрет висит в вашем кабинете? Ведь именно это волнует сейчас каждого! Ответ прозвучал: в кабинете президента — икона и бюст Ломоносова. Теперь вам наверняка легче на душе и проще будет дождаться следующей прямой линии в 2025 году.
А пока вечером можно на ужин заказать котлету. Тем более что это так же легко, как посетить порносайт. Точнее, наоборот.
* Верховным судом РФ признано экстремистской организацией, чья деятельность на территории России запрещена.