«Юмор непокоренных»
…Юмор стойких во многом сродни черному юмору. Это юмор как бы неуместный, высмеивающий то, над чем вроде бы и смеяться нельзя. Он зачастую затрагивает запретные или деликатные темы. Он шокирует и настораживает, бросает вызов социальным нормам, представлениям о том, как мы «должны» реагировать на страдания или трагедии. И это особая разновидность черного юмора, ведь человек иронизирует над своей собственной драматической или опасной ситуацией. «Я — Франсуа — чему не рад! / Увы, ждет смерть злодея / И сколько весит этот зад, / Узнает скоро шея», — написал средневековый поэт Франсуа Вийон, будучи приговоренным к казни. Подобные шуточки могут показаться глупой бравадой, но на самом деле юмор — способ сохранить достоинство, не подчиниться судьбе. Если мы можем посмеяться над тем, что с нами происходит, значит, можем выдержать все испытания.
Франсуа Вийон избежал смерти. Приговор был обжалован и заменен изгнанием. Интересно, что это был уже второй смертный приговор, вынесенный Вийону. Несмотря на большой талант и отличное образование, он плевал на все правила и запреты, вел довольно бесшабашную жизнь. Вийон обладал философским складом ума и смеялся над смертью. Кто знает — возможно, именно это помогло ему не только выжить, но и не сломаться. И теперь мы имеем возможность читать и перечитывать его стихи.
…Смех действует как лекарство — снижает тревожность, улучшает настроение и повышает жизнестойкость. Ученые получили доказательства того, что смех понижает уровень кортизола в организме, который часто называют гормоном стресса. Длительное воздействие кортизола разрушает наши органы, так что его снижение помогает сохранить не только психическое, но и физическое здоровье.
Смех укрепляет иммунную систему, расслабляет мышцы, улучшает кровообращение и защищает от сердечных заболеваний. При искреннем смехе в нашем организме выделяются эндорфины, именно это объясняет, почему смех так заразителен.
Прибегая к юмору, мы можем разрядить ситуацию вокруг себя, сделать ее менее стрессовой, в том числе для тех людей, которые нас окружают, которые беспокоятся о нас.
Юмор защищает. Любой может попасть в беду, иногда виной тому просто стечение обстоятельств. И важно не то, что и почему с нами случилось, а то, как мы с этим справляемся. Одна из стратегий — принять жестокую несправедливость как данность и попробовать посмотреть на все с улыбкой. Тогда юмор станет надежным щитом. Но это не примитивная психологическая защита, которая лишает нас воли к действию, это броня, которая освобождает и наполняет энергией сопротивления и действия. Виктор Франкл в мемуарах писал, что в Освенциме юмор был чем-то вроде «оружия души», позволяющего преодолеть отчаяние…
…Благодаря юмору мы обретаем большую свободу и большую внутреннюю силу. Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь».
…Юмор помогает сохранить достоинство. Социолог Антонин Обрдлик в своей классической работе «Юмор висельника» как социологический феномен» утверждал, что юмор — «показатель силы или боевого духа» людей, оказавшихся в нестабильной или опасной ситуации. Он проанализировал роль юмора для стойкости граждан в своей родной Чехословакии в годы нацистской оккупации. Обрдлик предположил, что, шутя над смертью, угнетением или тяжелыми обстоятельствами, люди утверждают своеобразную форму контроля над невыносимыми условиями. Это особенно актуально для людей, живущих в условиях, когда открытое сопротивление опасно или невозможно. «Угасание или исчезновение юмора свидетельствует либо о безразличии, либо о подавлении воли к сопротивлению злу», — писал ученый.
Юмор непокоренных, несмотря на всю его болезненность, часто отражает также скрытую моральную позицию. Он раскрывает абсурдность насилия, страданий или смерти, подчеркивает контраст между жестокостью реальности и человеческой способностью смеяться над ней.
Антонин Обрдлик также отмечал, что в условиях нацистской оккупации юмор был серьезной сплачивающей, связующей силой, он укреплял солидарность людей. Это важнейшее свойство юмора.