Комментарий · Общество

В связи с утратой вайба

В России заблокировано больше двух миллионов ресурсов. В том числе и популярный белорусский мессенджер Viber

Фото: Олег Елков / ТАСС

Четверть россиян остается без любимого мессенджера. Роскомнадзор заблокировал Viber за нарушение местного законодательства. Блокировка большого коммуникационного сервиса проходит через запятую в потоке новостей и видимых последствий не имеет.

Модная нынче историческая справка гласит, что рассвет мессенджеров начался 15 лет назад. Сначала появился WhatsApp, который начал завоевывать аудиторию благодаря прозрачной интеграции с записной книжкой. Следом подсуетился белорусский Viber, добавив функцию международных звонков по низким ценам. Первый воспринимался как текстовый мессенджер. Второй — как «звонилка». Переломить стереотип помогли стикеры.

Несмотря на быстрый взлет и всемирный успех, Viber так и не случился. Основные рынки: Россия, Украина, Восточная Европа. Может, азиатские страны. Но и там — вроде как есть, но на вторых ролях. Сильно уступая и WhatsApp, и Telegram. Но пусть не первый и не второй, а все равно, если опираться на данные Mediascope, 26% жителей России им зачем-то, но пользуются. Там так же есть популярные каналы, присутствуют СМИ и бизнес. Все, как обычно, с поправкой на провинциальность. Место в рейтингах и тут дает о себе знать.

Не особо попадая в новостную повестку,

Viber все эти годы просто зарабатывал деньги и занимался интеграцией всяческой электронной коммерции с помощью своего акционера, японской компании Rakuten. Вне политики, только бизнес и новые стикеры.

И безграничная и неагрессивная работа с государством. Все требования компания вроде как исполняла.

Интерес государства к мессенджерам уже десятый год оформляется законодательными инициативами. Придумали организаторов распространения информации, создали какие-то реестры. Что-то там регулируют. Когда все это только начиналось, компания привлекла автора этих строк для разработки стратегии поведения в складывающихся обстоятельствах. Но в чем бы она ни заключалась и как бы дальше ни вела себя компания, результат все равно один. Блокировка.

За что — не так уж и важно. Российское ведомство в своем телеграм-канале называет это ограничением доступа — за вербовку граждан, продажу наркотиков и размещение противоправной информации. В общем, типичные интересы региональной домохозяйки со школьным чатом. Как это будет реализовано — тоже не очень понятно. Заблокируют сайт? Будут требовать снести приложение? Будут блокировать на уровне своих ТСПУ — черных ящиков, раскиданных по провайдерам. Выпишут еще какой-нибудь штраф на сумму с бесконечным количеством нулей? Варианты наказаний нынче разнообразны. Но и это рутинизируется. Количество доступного и разрешенного гражданам и так сокращается ежедневно.

Все мессенджеры, так или иначе, сотрудничают с властями, везде есть модераторы и какие-то каналы для связи с профильными организациями. В последние годы Viber, казалось, бежал впереди паровоза. Компания явно демонстрировала лояльность и принимала участие в клоунаде, которую устроил Роскомнадзор. Что не спасло и продемонстрировало бессмысленность сотрудничества. Прогибайся не прогибайся, а гарантий все равно нет. Как и иммунитета конкурентов. Что бывает при попытке блокировки Telegram, все помнят, и блокировка лидера выглядела бы уж совсем самострелом.

Третье по популярности место характеризует важность влияния этого события. С одной стороны, это действительно новость. Учитывая, что это — ограничение доступа к средству связи, а массы все же далеки от тех грехов, которые им приписывают. Вот уж где на свободу наступили. А с другой — спасибо, что не YouTubе. Ничего удивительного. Не первый и не последний, хоть и заметный сервис.

Реакция соответствующая. Половина пользователей в любом случае уже умеет справляться с инициативами государства в Сети, и на них это не скажется. Лояльная аудитория мессенджера в случае возникновения проблем найдет способы их решения. Остальные задумчиво пожмут плечами и пойдут на работающие аналоги. 

На возмущения сил нет, на протест — тем более. То, что с интернетом начинают случаться регулярные проблемы и что-то не работает, становится привычным фоном, который соответствует текущему ландшафту.

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За годы государственного участия в Сети блокировки рутинизировались. Забота о гражданах привела к тому, что шутка про то, что в российском сегменте работают только Госуслуги, — уже не шутка. Есть с десяток сайтов, которые будут работать в любом случае. Остальное — опционально. В России на сегодняшний день заблокировано больше двух миллионов ресурсов. Плюс-минус один при таких масштабах не имеет никакого значения.

Но Viber — все же большая компания, и все действия властей коснутся десятков миллионов пользователей. Даже не будучи в их числе, все равно испытываешь жалость и сочувствие. Росту и бизнесу все эти истории никак не способствуют. Да и конкуренты давят. И за пределами первой тройки есть какая-то жизнь, включающая в себя местных игроков, которым в том числе достанется какая-то часть аудитории, которая будет вынуждена сменить инструмент общения.

А так как маховик виртуальных репрессий раскручен, государству надо чем-то заниматься, и каток блокировок едет по Сети как по трассе, не щадя никого. Роскомнадзор может быть чемпионом по эффективности. Учитывая законодательные возможности, заниматься зачисткой Сети без суда и следствия, демонстрируя примерно любой результат. Притом что о реальной эффективности речь не идет — мечта, а не работа. Хочется поблагодарить за проделанный труд, жаль, результат отрицательный.

Вопрос, что делать, уже никто не задает. Хроники распада проходят под аккомпанемент профильной рекламы. Так что спасение утопающих в их же руках в прямом смысле этого слова. С прогнозами на будущее тоже все понятно. Ничего хорошего не предвидится. Причин, почему государство должно внезапно перестать в такой извращенной форме заботиться о гражданах, нет.

Обратная сторона этой бессмысленной заботы — необязательность последствий. Каких бы размеров ни был сервис — трагедии не происходит. Если кто-то останется без связи, то быстро найдет альтернативу. Очередные неудобства и препятствия, но терпению населения пределов нет, и по большому счету это событие, которое могло бы считаться знаковым, может пройти незамеченным.

В надежде загнать народное стадо в отечественные продукты, можно ожидать подобных последствий и для других, менее популярных мессенджеров. Учитывая, что блокировка Discord не привела к трагедии — дальше уже гуляй равнина. Хоть все запрещай, особых возмущений не будет. Стерпят. И, казалось бы, трансформация в православный аналог Ирана проходит безболезненно. Но генерально, если не считать методичного выдавливания граждан в свободную Сеть, подобные действия приводят к потере связи с реальностью. И если верить телеграм-каналу Роскомнадзора, где с гордостью сообщают о достижениях в области лишения граждан права на информацию, — мы уже в разных мирах. В одном Viber работает, а в другом — нет.