Децентрализованная социальная сеть микроблогов BlueSky перешагнула рубеж в 15 миллионов пользователей и в очередной раз попала в заголовки мировых СМИ. Попробуем разобраться, реальная ли это альтернатива Twitter, который после покупки компании Илоном Маском погряз в бесконечных скандалах.
Twitter (и не заставляйте меня называть сервис X) давно испытывал проблемы, основная из которых прозаична — деньги. Сервис был убыточен, несмотря на попытки интеграции рекламы, что, безусловно, приносило страдания его создателям, одним из которых был молодой и очевидно талантливый предприниматель Джек Дорси.
Помощь пришла откуда не ждали. Стоит упомянуть, что еще несколько лет назад социальная сеть, суть которой составляли короткие посты, при всех своих проблемах занимала большую роль в общественном пространстве. В Twitter сидели все важные акторы планеты. Даже появился термин tweepolitic, означающий выяснение отношений с помощью сервиса микроблогов. Звезды шоу-бизнеса, политики, да кто угодно… Твиты цитировались, из-за них были споры и конкуренция, в том числе и среди СМИ: кто быстрее запостит новость. Счет шел на секунды. Последний скандал — сообщение журналистики Bloomberg об известном обмене заключенными стоил ей карьеры.
С приходом Илона Маска, одиозного предпринимателя, изменилось все. В том числе и название сервиса. Twitter был переименован в X. Были и другие изменения:
массовое увольнение сотрудников, введение платной верификации — волшебную синюю галочку, которая обычно демонстрирует, что аккаунт принадлежит реальной персоне, за деньги может получить любой желающий. Лояльное отношения к порнографии и смена алгоритмов.
Последнее особенно повлияло на массовое сознание — в ленту, которую видит среднестатистический пользователь, поперла всякая дичь.
Как результат — уход всех крупных рекламодателей. Никто не хочет, чтобы реклама бренда соседствовала с откровенно фашистскими высказываниями или изображением на грани эротики и порнографии. Сервис превратился в помойку, смысл которой — бесконечная генерация ненависти, ссор и скандалов. И все это коснулось, в том числе, и русскоязычного сегмента. Попадая в агрессивную и токсичную среду, приличный человек должен был опускаться до ее уровня. Не пытаясь перечислить активных участников срачей, многие из которых в быту — уважаемые и приличные люди, можно заметить и их путь деградации.
Пропал калабуховский дом, что уж там скрывать. Некогда популярная социальная сеть превратилась в сборище не самых счастливых людей, основная цель которых — сформулировать мысль так глупо и провокационно, чтобы получить максимальную реакцию.
Сказанное выше — важные предпосылки и обстоятельства. И, возможно, это просто жизненный цикл сервиса — никто не вечен, и путь от инновации до помойки вполне логичен. Facebook* и Instagram* тому подтверждение
BlueSky — совет директоров которого возглавил упомянутый Джек Дорси — следующая версия Twitter, которая с учетом предыдущего опыта и развития технологий может стать его альтернативой на следующей десятилетие.
Если суть родоначальника — короткие сообщения, то в случае BlueSky в центре стоит AT Protocol: децентрализованное описание формирования социальной сети. Смысл которого не только API для возможности разработки внешних приложений, но и создание собственных серверов, которые, с одной стороны, синхронизируются с общим пространством, а с другой — могут иметь собственные правила модерации контента. Последнее, с учетом обилия желающих загадить общественное пространство, особенно актуально.
Важная ремарка: сервис находится в стадии активной разработки. Это значит, что не все заявленные функции еще реализованы, а существующие могут работать с ошибками.
Запуск проекта, как и положено, происходил с хайпом благодаря инвайтам. Закрытая сеть — только по приглашениям — на стадии запуска привлекла всю элиту Силиконовой долины. До этого подобный успех был только у Clubhouse, забытой на сегодняшний день. Но механика приглашений одно, а постоянное совершение подвигов — другое. У BlueSky на данном этапе это получилось. В новости сервис попадает далеко не в первый раз.
Итак, что такое BlueSky сегодня. С одной стороны, аналог Twitter. Социальная сеть. Текстовые записи не более 300 символов. Фотографии. Видео. Ключевая особенность, по заявлению разработчиков, — качественное формирование ленты и возможность благодаря тому же протоколу AT создавать собственные персонализированные потоки сообщений.
Илон Маск и Дональд Трамп. Фото: AP / TASS
Далее — способ доступа. Любой желающий может разработать собственное приложение. Так, помимо официального приложения BlueSky, доступного на всех платформах, есть, например, GraySky — один из популярных альтернативных клиентов, или Deck Blue, напоминающий TweetDeck, — расширенный интерфейс для тех, кто хочет одновременно следить за разными потоками информации на одном экране. Незаменимый инструмент для тех, кто мониторит виртуальную среду.
И наконец, давно обещанная и недавно ставшая доступной публике серверная часть. Установив соответствующий скрипт, можно, с одной стороны, обеспечить пользователям своего сервера доступ к общему пространству, с другой — настроить свои правила. Что показывать, что не показывать, кого забанить.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Мечты о децентрализованных сервисах — федерации серверов со своими правилами с единым протоколом — витали в воздухе давно. Как пример, у которого по сей день не получилось, — построенный на открытых технологиях Mastodon. В принципе — все работает, по факту этим пользуются только гики и до массовой аудитории, как до Китая.
Собственно публика и есть главная привлекательность сервиса. Подробности функционирования и дальнейшие стадии развития интересны лишь специалистам. Люди идут к людям. И тут есть повод в очередной раз вспомнить Илона Маска.
Расхожая фраза «Талантливый человек талантлив во всем» — увы — утопия. Не оспаривая достижений Tesla или SpaceX, стоит констатировать, что в социальных интернет-сервисах наш герой ничего не смыслит.
Маск угробил Twitter. Ушли крупнейшие рекламодатели — сейчас это предмет судебных разбирательств. Руководство социальной сети обвиняет FMCG — управляющие основными бюджетами — в картельном сговоре. Лента превратилась в помойку. Как ни настраивай — все равно наткнешься на неприятный скандал, вне зависимости от языковых настроек. И наконец, политика — есть подозрения, что алгоритм социальной сети был сильно подкручен в пользу сторонников Дональда Трампа. Что, учитывая поляризацию американского общества, подстегнуло и без того раздраженную аудиторию.
Смена названия, которая заставляет привычный в прошлом сервис назвать X, — бесполезная вишенка на давно испорченном торте.
То ли дело BlueSky. Если на первых этапах, как упоминалось выше, собрали всю Силиконовую долину, то следом двинулись СМИ. Весь крупняк, от New York Times до Al-Jazeera, завел и поддерживает свой аккаунты. Масла в огонь добавила британская Guardian, объявившая о своем уходе из Twittеr, имея 11 миллионов подписчиков. Следующее место приложения усилий очевидно. Учитывая, что пресса во многом является драйвером освоения социальных пространств, завоевать ее любовь уже достижение.
Но и это не конец. В BlueSky, на фоне президентских выборов, пришел еще один пласт ценной публики — профессура и ученые. Редкий случай, когда специализированный журнал Nature пишет не о достижениях науки, а о новой социальной сети. Качество первых пользователей, которые, мало того что бережно относятся к окружающему пространству, так еще и умеют грамотно формулировать мысли, выглядит на первый взгляд симпатично.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Возможность построить свой уютный мирок первым делом привлекла обитателей башен из слоновой кости. Элита начала заселять доселе пустующий сервис. Казалось бы, вот оно счастье. Вот он — дивный новый мир. Но восторженное описание, как всегда, далеко от суровой реальности.
Для начала все технические преимущества BlueSky могут оценить только фанаты новых технологий, простому пользователю вся эта федерация и децентрализация как шла, так и ехала. Ему подавай красивые смайлики и прочие рюшечки. С этим проблемы. Интерфейс и функционал на данном этапе более чем лаконичен, не сказать, что скуден, и ожидающий визуальных инноваций пользователь ничего нового не найдет.
С социальными — тоже есть вопросы. Масштабы на сегодняшний день несравнимы. Да, многие сливки общества завели аккаунт и даже набрали какое-то количество подписчиков. Но пользуются единицы. Да и звезд поп-культуры, которые обычно служат магнитом для масс, среди них не замечено. Сравнение цифр говорит само за себя. BlueSky недавно отчитался о 15 миллионах пользователей, и, допустим, к моменту публикации данного тексты их будет чуть больше 20. В Twitter, который X, — больше 800, разница очевидна.
Формирование основной ленты в привычном ранее хронологическом порядке оценит искушенная и продвинутая публика, остальным же для того, чтобы добиться привычного бесконечного потока сообщений, придется потрудиться найти тех, на кого интересно подписаться, — не такая уж банальная задача.
Но сервис развивается. Да, периодический наплыв миллионов доставляет трудности, да, багов еще много, но разработчики пытаются их оперативно исправить. Все это терпимо для тех, кто привык осваивать новые территории, но все так же отпугивает простого человека. Впрочем, учитывая массовое недовольство Twitter, многие, судя по всему, готовы потерпеть неудобства. Уж лучше изучать новое, чем в очередной раз купаться в токсичном водоеме.
Когда появляется новая платформа и СМИ кричат заголовками «Убийца XXX», хочется верить в лучшее, но чаще всего очарование смывается новостным потоком, и дальше об этой попытке вспоминают лишь специалисты.
Социальные сети не вечны, нет, они никуда не исчезают, как не исчезли «Одноклассники» или Facebook, просто перестают играть важную роль в общественной повестке. Старичкам уже больше пятнадцати лет, пора подвинуться и уступить место молодым. Станет ли это BlueSky — неизвестно, в любой момент может появиться бодрый конкурент. Но всегда хочется надеяться на лучшее, да и шансы у сервиса очевидно высокие.
* Принадлежат компании МЕТА, чья деятельность в РФ признана экстремистской и запрещена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68