Больше двух лет находится в заключении архитектор и петербургская активистка Ольга Смирнова. В августе 2023 года ее приговорили к 6 годам лишения свободы в колонии общего режима по делу о военных «фейках». Так решила судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Наталья Петрова, согласившись с доводами обвинения.
В мае 2022 года в Петербурге прошли обыски у пятерых участников сообщества «Мирное сопротивление» — Ольги Смирновой, Асана Мумджи, Татьяны Сичкаревой, Ильи Ткаченко и Владислава Шипицына. Следственные действия проводили оперативники Центра «Э» и следователи местного управления СК РФ из-за нескольких публикаций в паблике движения во «ВКонтакте». В ходе обысков у всех активистов изъяли смартфоны, ноутбуки и все прочие информационные носители, в том числе внутренние жесткие диски из стационарных компьютеров.
Смирновой предъявили обвинение за распространение военных «фейков» по мотивам политической ненависти в составе группы (п. «б», «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). Всех остальных после допроса отпустили в качестве свидетелей. Ольге вменили посты в группе во «ВКонтакте» с общей темой «Хроники ***» с 4 по 9 марта 2022 года, в том числе и публикации об антивоенной акции 6 марта, а также организацию и участие в этой акции. Обвиняемая заявила на прениях, что инкриминируемые посты не отрицает и вовсе не скрывала их, но категорически отрицает мотив — «политическую ненависть».
В Санкт-Петербурге Смирнову давно называют «архитектором уличного протеста» и «новой Новодворской», которую она очень уважает. С 2014-го по 2022-й Ольга опубликовала более 8 тысяч (!) оппозиционных постов и провела более 200 (!) протестных акций. В том числе она устраивала серийные акции протеста «Стратегия-15» по 15-м числам месяца в защиту Конституции РФ и верховенства международного права и «Стратегия-18» по 18-м числам месяца в поддержку преследуемых крымских татар. А еще это именно она предложила петербуржцам «круговые» одиночные пикетирования со сменяемыми плакатами и держащими их неравнодушными гражданами, ставшими, по сути, коллективными акциями протеста, не требующими согласования.
Во время слушаний в первой и во второй инстанциях Смирнова устроила «обратный суд» по примеру революционеров конца XIX — начала XX века. Такой неординарный способ защиты через собственное обвинение использовали диссиденты в советские послевоенные годы, а в новейшую эпоху репрессий первой стала именно Смирнова. Она предъявила собственные обвинения к российскому государству в целом и лично к президенту РФ Владимиру Путину. Ее выступление получилось настолько ярким, что выслушать подсудимую смогли не все. Так, на апелляции в Санкт-Петербургском городском суде тройка судей — Владимир Васюков, Юлия Максименко, Юлия Сафонова демонстративно встали и вышли из зала прямо во время ее последнего слова.
В марте 2024-го приговор вступил в законную силу, и с июня этого года она отбывает наказание недалеко от родного города — в женской исправительной колонии около знаменитых Саблинских пещер. Оттуда она и прислала письмо нашему автору — бывшему спецкору газеты «Собеседник»*.