КомментарийПолитика

5,5 лет тюрьмы, 20 кг соли и другие испытания Надежды

Помним дело педиатра Буяновой. Людоедский приговор — за разговор без свидетелей. Обыск в бедной квартире. И судью, ушедшую на повышение

5,5 лет тюрьмы, 20 кг соли и другие испытания Надежды

Надежда Буянова. Фото: Александра Астахова

Судья Тушинского суда Москвы Ольга Федина приговорила к пяти с половиной годам заключения врача-педиатра Надежду Буянову по «фейковому» делу. Такой чудовищный срок для опытного врача, 68 лет, имеющей ряд хронических заболеваний, дали за разговор во врачебном кабинете с мамой маленького пациента, содержание которого никто, кроме свидетеля, не слышал.

«Позор! Позор! Позор!», «<Нецензурно>, слов нет!», «Да будьте вы прокляты!!!» — такими выкриками «приветствовали» решение суда несколько десятков человек, пришедшие на процесс. Для оглашения приговора в Тушинском суде выделили самый большой зал. Поддержать Буянову приехали ее коллеги и просто неравнодушные люди из других городов. Медики специально, чтобы подчеркнуть солидарность, оделись в белое — кто в халат, кто в блузку или кофту, а кто-то и в белое пальто, так резко контрастирующее с реалиями современного российского правосудия. В белое же оделись и многие слушатели — тоже для усиления видимой поддержки. Все вместе — и врачи, и люди самых разных других профессий — теперь собираются писать петицию за освобождение Надежды Буяновой. Но двоим пока что сегодня вечером придется написать объяснительные — тем, кто попался на глаза приставам во время всеобщих криков возмущения. За крики «Позор!» приставы при задержании между собой называли их «позорниками». Позже их всех отпустили без составления протокола.

А вот сама Буянова держалась спокойно. Перед заседанием в беседе с «Новой» она вспоминала, почему из всех врачебных специальностей выбрала именно педиатрию. Конечно же, потому, что очень любит детей и старалась помочь им при любых заболеваниях, хотя это порой было очень нелегко.

Отвечая на вопрос, сможет ли она когда-нибудь простить тех, кто так несправедливо на нее донес, она не раздумывая, заявила: «Да, конечно. Я вообще не злопамятна».

— Мы не ожидали такого, это неожиданно сурово даже для меня, — прокомментировал приговор ее адвокат Оскар Черджиев. — Разумеется, будем обжаловать и бороться за Надежду Федоровну в апелляции.

— Это, насколько я знаю, первый случай в судебной практике России — и не только по новым «политическим» статьям, а вообще, когда для вынесения обвинительного приговора оказалось достаточно свидетельских показаний, по сути, их слова против ее слова, — сказал «Новой» адвокат Леонид Соловьев. — В деле нет никаких вещественных доказательств, ни аудио-, ни видеозаписей! Ни с личных, ни со служебных устройств. Человека фактически осудили за публичный разговор, который слышали только свидетели обвинения, согласно данным ими — и не с первого раза — показаниям. Это опаснейший для всего нашего общества прецедент.

Татьяна и Валерий Яшины. Фото: Елена Мильчановска / для «Новой газеты»

Татьяна и Валерий Яшины. Фото: Елена Мильчановска / для «Новой газеты»

Пришли поддержать Буянову и родители Ильи Яшина* — Татьяна и Валерий. В беседе с «Новой» Валерий Яшин сказал, что его сын в курсе всех обстоятельств этого дела и что он сделает все возможное и невозможное для того, чтобы Буянову включили в список на ближайший обмен политзаключенными — если таковой, конечно же, состоится.

«Замять уже не выйдет!»

Уголовное преследование в отношении педиатра с 39-летним стажем Надежды Федоровны началось 31 января 2024 года после конфликта с матерью одного из ее маленьких пациентов — 35-летней Анастасией Акиньшиной.

В сети появится видеоролик, на котором она, уходя из поликлиники, говорит дословно следующее: «Сейчас иду из ДГП [детской городской поликлиники] 140, это детская поликлиника, с детьми. Там эта дежурный врач спросила, а чё у сына с поведением. А я говорю: у нас поведение хромает, потому что у нас папу нашего убили [в зоне СВО]. И он очень тяжело переживает потерю отца. На что она мне сказала: «Ну, милочка, а что же вы хотите? Ваш муж был <это процитировать мы не можем в силу военной цензуры>!» Я уже была у главврача, они пытались меня успокоить — я так поняла, замять хотят. (Всхлипывает.) Но замять уже не выйдет! Замять уже не выйдет!!! Поэтому вопрос — куда мне сейчас на эту <нецензурно> жаловаться, чтобы ее <нецензурно> из страны выкинули или посадили к чертям собачьим!!!»

Адвокаты Оскар Черджиев (слева) и Леонид Соловьев. Фото: Елена Мильчановска / для «Новой газеты»

Адвокаты Оскар Черджиев (слева) и Леонид Соловьев. Фото: Елена Мильчановска / для «Новой газеты»

Пожаловаться Акиньшина, судя по всему, решила не только в правоохранительные органы, но и в провластный телеграм-канал Mash. Ее видеозапись опубликовали там на следующее утро после якобы имевшего место инцидента.

После этого дело приняло куда более серьезный оборот. Завели дело за распространение военных «фейков» по мотивам политической ненависти — по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Указание на этот счет дал Бастрыкин.

Акиньшину, которую Mash назвал пострадавшей, в действительности проходила по этому делу как свидетель обвинения. Потерпевшими ни она, ни ее семилетний сын признаны не были.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Настоящие ФИО мальчика суд засекретил, на судебных заседаниях его данные на дому в присутствии детского психолога показания озвучивали под судебным псевдонимом — Николаев Федор Федорович. А его маму при этом вдовой погибшего бойца СВО тоже не называли — выяснилось, что с бывшим мужем она развелась еще несколько лет назад и в настоящее время воспитывает помимо их общего ребенка еще двоих малолетних детей.

В суде. Рисунок: Екатерина Галактионова

В суде. Рисунок: Екатерина Галактионова

После приговора — на повышение

Рано утром 3 февраля в квартире Буяновой прошел обыск. Всю ее крошечную квартиру на самой окраине Москвы перевернули вверх дном. После этого педиатра увезли на допрос и в тот же день доставили в Тушинский районный суд Москвы, где в качестве меры пресечения ей сначала избирали запрет определенных действий, а под самый конец следствия медику ужесточили условия, заключив под стражу. В столичном СИЗО № 6 «Печатники» она находится с 26 апреля. Тот же суд рассматривал ее дело по существу с 15 мая.

Читайте также

«Раньше были врач и пациент, теперь — обслуга и клиент»

«Раньше были врач и пациент, теперь — обслуга и клиент»

Последнее слово педиатра Надежды Буяновой по делу о военных «фейках». Прокурор запросил шесть лет колонии

За время заседаний ей многое пришлось пережить, вытерпеть и даже местами добиться справедливости. Так, весной ей в следственный изолятор намеренно передали 20 кг поваренной соли, чтобы исчерпать месячный лимит передач.

Причем кто передал — Алексей Кан, оказавшийся понятым в ее деле. Провокация не удалась — передачку не приняли. Зато летом она смогла через суд восстановиться на работе, откуда ее тут же после заведения уголовного дела, незаконно уволили, дав на сборы 10 минут. Кроме того, работодатель должен по судебному решению выплатить Буяновой компенсацию: за время простоя — 928 тысяч рублей, за причиненный моральный вред — 15 тысяч рублей.

Вину Буянова не признала. На прениях в ответ на вопрос прокурора Евгения Дудина, запросившего для нее 6 лет, она рассказала, что помнит первичные показания стороны обвинения, которые затем менялись несколько раз. Подсудимая выразила уверенность, что ее «безусловно, оговаривают», и по просьбе прокурора объясняет это так: «Сложилось впечатление, что человек [Анастасия Акиньшина] просто с неуравновешенной психикой». В своем последнем слове она максимально подробно и детально пояснила свою позицию.

Про свое состояние здоровье в ходе прокурорского допроса она пояснила, что 20 лет назад перенесла онкологическое заболевание. На сегодняшний день у нее в анамнезе имеются: хронический тонзиллит, вновь обострившийся в заключении, гипертоническая болезнь, серьезная грыжа, из-за которой она ходит, по ее словам, «скрюченной в букву Г».

В суде. Рисунок: Екатерина Галактионова

В суде. Рисунок: Екатерина Галактионова

Прокурор Дудин обосновал запрошенный срок так: Буянова не признала вину, ее версию не подтверждают доказательства по уголовному делу, в первую очередь показания Акиньшиой и ее малолетнего сына.

Адвокат Оскар Черджиев назвал дело против подзащитной «провокацией» и попросил вынести ей оправдательный приговор. Адвокат Леонид Соловьев, напомнив, что Буянова родом из Украинской ССР, сказал: «Родиться во Львове «пока еще не преступление». Приговор может быть только оправдательным. Ложь не должна поощряться, она должна наказываться».

Судья Федина успела за несколько минут прочесть резолютивную часть и буднично назначить Буяновой 5,5 года в колонии общего режима с запретом в течение двух лет администрировать сайты. В ближайшем будущем указом президента она перейдет на работу в Мосгорсуд «на повышение».

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow