12 декабря Госдума без лишнего шума приняла сразу во втором и третьем чтении поправки к ФЗ-115 от 07.08.2001 (в редакции от 08.08.2024) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Большая часть документа содержит однотипные поправки ко множеству законов (в основном касающихся финансовой сферы), где всякий раз словосочетание «финансирование терроризма» дополняется словами (через запятую): «, экстремистской деятельности». Приравняв таким образом экстремизм к терроризму, эти поправки с 1 июня будущего года распространят порядок блокировки счетов «террористов» и на «экстремистов».
А кто это? Примечание 2 к статье 282.1 УК («Организация экстремистского сообщества») поясняет: «Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса».
Новый документ эти статьи просто дублирует, но дополняет еще одной, а именно: ходовой ст. 207.3 УК про «фейки об использовании вооруженных сил».
Счета тех, кто заподозрен в подготовке терактов, блокируются не по приговору суда, а с момента сообщения об этом Росфинмониторингу на стадии возбуждения дела или даже оперативной проверки. Для предотвращения невыдуманных терактов такая мера, пожалуй, оправдана. Но
по «экстремистским статьям» — ввиду крайней расплывчатости самого понятия — дела чаще всего возбуждаются не за действия, а лишь за слова, последствия которых вообще неочевидны.
Законопроект был внесен на первое чтение в июле текущего года правительством с уклончивой пояснительной запиской. После заверений в том, что «снижение экстремистских проявлений в обществе является основной целью национальной системы противодействия отмыванию доходов…», инициаторы невнятно объяснили, что предлагаемый порядок блокировки счетов в общем-то уже предусмотрен ФЗ-115 и специальными указами президента, но (намекала записка) применялся он, видимо, недостаточно активно. В записке не было сказано ни слова о статье 207.3 УК, хотя в первоначальном проекте она уже фигурировала.
Так и получается, что поправки имеют главной, если не единственной, целью заткнуть рот критикам СВО. Прикормленные «эксперты» найдут «мотивы ненависти и вражды» в субъективной стороне любого умышленного преступления — а по делам о «фейках» у них рука уже набита, только успевай вставлять в «рыбу» новые персональные данные.
Зато — «в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании его денежных средств… <Росфинмониторинг принимает> решение о назначении ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 рублей. Выплата осуществляется за счет замороженных денежных средств». Эта статья (7.4), кстати, появилась в ФЗ-115 в 2013 году, когда на 10 000 рублей еще можно было сходить в «Пятерочку» раза четыре. После 1 июня сразу после возбуждения дела «с ненавистью» следователь даст отмашку Росфинмониторингу — и зубы на полку.