Комментарий · Политика

ПАКТ-2025

Политолог Станислав Белковский* о психологии грядущего мира

Рисунок: Петр Саруханов / «Новая газета»

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЕЛКОВСКИМ СТАНИСЛАВОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ИЛИ КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БЕЛКОВСКОГО СТАНИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА.

В предвкушении нависающей (20 января 2025) инаугурации Дональда Трампа не совсем равнодушные наблюдатели задаются вполне закономерными вопросами:

  • Будут ли в 2025 году остановлены военные действия в Европе, то есть в Украине?
  • Возможен ли по этому случаю большой пакт Дональда Трампа с Владимиром Путиным?
  • Если да, то какими могут быть условия такого пакта?

Наш ответ на вопрос номер ноль: скорее да, чем нет. Хотя бы потому, что у борющихся царств критических ресурсов не бесконечное количество, чтобы продолжать слишком долго. Прежде всего — самого главного ресурса, человеческого. Особенно — на украинской стороне. И никакие западные поставки вооружений вкупе с финансовой помощью — независимо от того, как это все изменится при президенте Трампе — проблемы не решают.

На РФ-стороне — все несколько лучше, запас прочности больше. Но если бы он был неисчерпаем, зачем понадобилось бы постоянное и радикальное повышение выплат контрактникам, или внешние силы? А проводить новую (частичную) мобилизацию — очень не хочется. По тем же причинам, по которым она оказалась столь болезненной осенью 2022-го.

Прекращение огня не может быть одиноко стоящим событием, не влекущим за собою дальнейших обязательств сторон. Но — лишь обеспечительной временной мерой для более широких и глубоких договоренностей.

Причем именно между США и РФ. Не между РФ и Украиной. И не внутри Европы от Лиссабона до Владивостока.

Во всяком случае, именно и только так хочет Путин, и не исключено, что Трамп примет такой — фактически двусторонний, как бы формально он ни назывался и ни обозначался — формат.

Посмотрим на возможность и вероятность пакта Трампа — Путина (ТраПут), прежде всего, с самой доступной нам точки зрения — психологической.

Первый после Христа

Главный мотив 47-го президента США — как физического лица, а не политического института — желание быть великим. Как всякая типично демонстративная личность (в иной классификации — классический истероид), он добивается величия, прежде всего, в публичном пространстве, посредством перманентного привлечения к себе повышенного внимания. Любой ценой, включая неизменные провокацию, фейк и иже с ними. Главное — прослыть «крутым парнем». Благо аудитория, внимающая, но невнимательная, далеко не всегда чувствует разницу между «быть» и «слыть». Второе нашего героя вполне устраивает. Верхушка айсберга для него важнее самого айсберга. Запомним этот тезис, чтобы потом не пропустить, почему Трамп может как договориться, так и не договориться с кремлевским vis-à-vis.

Посмотрим на некоторые свежайшие демонстративно-истероидные шаги Дональда Трампа в публичной сфере:

  • Грозное предостережение странам BRICS: ни в коем случае не создавайте общую валюту, конкурирующую с долларом США, а то введу 100% пошлины на все ваши товары и вообще голыми в Африку пущу.

Будучи человеком не просто неглупым, а, как известно от него самого, VSG (Very Stable Genius), г-н Трамп не может не понимать, что единая и общая валюта BRICS ему не грозит. Хотя бы потому, что BRICS — весьма аморфное объединение без единой концепции, программы, устава, учредительного договора, совместных органов управления; в состав которого входят страны с прямо антагонистическими интересами — например, Китай и Индия. Главный и единственный смысл такого объединения: просто показать, что его участники имеют право международного голоса при определении своей собственной судьбы. На ответственные ходы, ставящие под удар существующую мировую финансовую систему, они явно не готовы. По крайней мере, в обозримой исторической перспективе.

Но Трампу важно сказать/сделать вид сейчас и потом: BRICS не бросает вызов доллару потому и только потому, что они очень боятся меня, крутейшего. Вот если бы президентом оставался Байден — все бы уже совершенно от рук отбились.

Дональд Трамп. Фото: AP / TASS

Доверчивая аудитория, составляющая немалую часть политизированного человечества, (не)истово аплодирует.

  • Страшное целеуказание тем, кто взял в заложники евреев 7 октября 2023 года (ХАМАС по имени не упоминается): срочно отпускайте всех уже и еще до 20 января 2025-го, а то изничтожу, вырву с корнем ваш фундамент, и будет дыра из планеты зиять (с).

Здесь Трамп небезосновательно полагает, что освобождение заложников произойдет еще при истекающем президентстве Байдена. Но этот приз нельзя отдать предшественнику и его версии исторического учебника. Надо всем объяснить: ХАМАС и их покровители сдались только потому, что это я их так напугал и точно установил дату исполнения требования.

  • 7 декабря 2024-го избранный президент США присутствует на переоткрытии — по итогам послепожарной реконструкции — собора Парижской Богоматери.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра —
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…

Якобы чтобы подчеркнуть восстановление отношений с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Хотя ясно, что своим участием Трамп, скорее, подкладывает Макрону свинью: теперь главный герой торжеств — не французский президент, возглавлявший реконструкцию и обеспечивший ее чуть ли не в срок (чего почти не случается в современном мире), а его американский так-сказать-коллега. (Строго говоря, коллегами Трампа могут считаться именно политики-шоумены — от Джузеппе Грилло и Михаила Саакашвили до Владимира Зеленского, при всех их междусобойных схожести и несхожести.)

Конечно. Человек системы «Трамп» обязан быть на каждой свадьбе женихом. (Про похороны пока умолчим.) В данном случае — показать: Нотр-Дам сожгли те же люди, что в 2020-м лишили меня справедливой победы на выборах, а вот поднял его из пены и праха — я. Это — мой первый большой подарок европейским христианам, еще даже до вступления в должность. То ли еще будет — тем более в порядке возвращения Западу его христианской идентичности; что, хочет он того или нет, исторически воплощает 47-й президент США.

Вернув себе власть в основополагающей стране мира, физическое лицо типа «Трамп» не собирается размениваться на мелочи. Он хочет использовать ее, чтобы прослыть, без малого, спасителем человечества. Первым после Иисуса Христа. И получить в конечном итоге Нобелевскую премию. Но не премию мира, как многие десятки людей доселе. А какую-нибудь особенную, прежде невиданную, учрежденную специально ради него. Например, за «особые заслуги перед планетой Земля».

И обсуждаемый нами ТраПут имеет смысл для г-на Трампа только тогда, когда он даст ему основания говорить, что он (перечисляем в порядке американских, а не чьих-то иных приоритетов):

  • В последний допустимый момент спас мир/человечество от ядерной катастрофы. До которой почти что довел земное дело сонный Джо Байден с Камалой Харрис, которая, как известно, «тупее, чем ад» (с).
  • Предотвратил дальнейшее и непосредственное вовлечение США в большую войну. Сберег жизни многих тысяч американцев, особенно молодых и сильных, которые и призваны сделать свою страну great again.
  • Сэкономил американским налогоплательщикам сотни миллиардов долларов, которые — если бы не Трамп — пришлось бы потратить на продолжение европейского вооруженного конфликта, столь же чужого для Америки, сколь и бессмысленного.
  • Открыл — в том числе путем частичного снятия санкций с РФ — качественно новые возможности/источники доходов для американского бизнеса. А значит — следующей стадии возрождения и расцвета экономики США.
  • Вырвал РФ из объятий агрессивного антиамериканского альянса: КНР + КНДР + Иран. Байден же и Ко своими действиями лишь укрепляли этот альянс и запихивали туда Россию.
  • Между делом, не перенапрягаясь, — спас Украину, уже почти разгромленную.
  • Защитил свободную Европу от дальнейшего распространения чьих-то военных действий. Которым, по собственному мнению/признанию ЕС-лидеров, изнеженные и отвыкшие от ожидания большой войны европейцы не смогли бы долго-и-успешно сопротивляться.
  • Наконец.
  • Показал, что только Америка и он лично — главный и единственный миротворец на этой планете, пока она еще вертится.

В общем, Нобелевку в студию, черт побери.

Возможен ли пакт, условия которого позволят Трампу все это объявить?

Разумеется. См. далее и ниже по этому тексту.

Владимир Зеленский, Эмманюэль Макрон и Дональд Трамп. Фото: Zuma \ TASS

Айсберг Владимира Путина

Нет, Путин совсем не Трамп, он другой. Не демонстративная личность, но тревожная. Его центральная движущая сила — не предощущение персонального величия, но опасения перед враждебным миром. Барсук (таков его зороастрийский знак), прячущий истинные помыслы и замыслы в самой глубокой норе. Убегающий публичности — там, где речь идет о действительно вопросах топ-серьезных, решаемых, как искренне полагает такого психотипа персонаж, строго за кулисами, под столами и в чёрных ящиках. Для Путина, в отличие от американского собеседника, — айсберг куда как главнее верхушки.

Но. Вот что очень важно как стартовая позиция. Для РФ-президента значительным успехом будет уже сам факт, он же и старт прямых переговоров с США. О судьбе России (и его собственной) в контексте глобального миропорядка.

Этого непосредственного разговора «почти на равных» он добивался все четверть века своего пребывания у кормила РФ-власти. Сначала (2000–2007, до Мюнхенской речи) — как искренний друг и адепт американоцентричного миропорядка. Стремившийся в НАТО и вообще. Впрочем, не ценой демократизации России, разумеется; ведь НАТО — это про всеобщую неделимую безопасность, а русская демократия для такого дела отдельно и откровенно вредна. Потом (2008–2014) — как обиженный в лучших чувствах, не желающий ссориться, но не приемлющий столь прохладного и высокомерного к себе отношения. А с 2014-го — уже как «плохой парень», который готов бросить вызов миропорядку, чтобы обратить на себя внимание, заставить бояться, и таким путем принудить к уважению. Символ и доказательство которого — прямые переговоры. Лицом к лицу с Америкой. И чтобы не подсовывали ему фейковую сторону типа Украины или кичливых, но ничего особенно и особенного не решающих в американоцентричном устройстве европейцев. (Последних еще можно было условно-досрочно терпеть до полного краха Минских соглашений, но уж точно не после.)

И если США дают согласие на прямое соглашение с РФ, т.е. тот самый ТраПут, — этого уже достаточно, чтобы Путин считал себя (вчерне) победителем.

Для окончательного успеха исторического явления, понимаемого как СВО Z, хозяину Кремля необходимо на самом деле только еще одно: твердое не(со)участие Америки в выборах президента и парламента Украины. Тогда свершится то, что должно было произойти еще в 2004, 2009 (пакт Виктора Януковича — Юлии Тимошенко помним?), 2013 — и срывалось всякий раз, как думает г-н Путин, только из-за вашингтонских интриг. В Украине будет пропутинский режим. Нет, это не значит, что эта новая власть должна будет сразу заявить о любви к России. И/или отказаться от движения в направлении ЕС и НАТО. Всему свое время и устав (с). И как это происходит на политической практике, сугубо размеренно и постепенно, мы увидели с 2013-го и по настоящее время в Грузии под водительством Бидзины Иванишвили. Вот такая модель применительно к Украине для Путина оптимальна. Главное же — теневые договоренности (айсберг! не верхушка), на которые новые правители Украины изначально пойдут. Поскольку придут они к власти, так или иначе, под интегральным лозунгом «Лишь бы не было войны» — а гарантировать исполнение девиза может, как выясняется, лишь РФ. И неявная/нерекламируемая, но прочная дружба Украины с РФ — опять же, как у сегодняшней Грузии.

Мы почему-то не обратили должного внимания на один тезис из плана Кита Келлога, новоназначаемого спецпосланника Трампа по Украине. С РФ могут быть сняты все санкции, когда она заключит с Украиной соглашение, устраивающее Киев.

Ну? А когда же такое может случиться? Когда в Киеве у руля будет тот, кто нужен ВВП, только и всего.

Фото: AP / TASS

ТраПут и пактография

Итак, психологические предпосылки пакта-2025 нам ясны.

А возможные условия?

Ну например:

  • Новое соглашение РФ — США о сокращении ядерных вооружений. Немыслимо? Почему? Ведь у Путина теперь есть совершенно неядерный «Орешник» и иже с ним, чтобы держать мир в страхе. И на фоне такого достижения теряет особый смысл нарочитая двусмысленность многих последующих пунктов.
  • Мораторий (инициатор и гарант — Вашингтон) на расширение НАТО до 2040 года. (Условный рубеж пребывания г-на Путина в Кремле.) Заметим: в такой формулировке вообще нет слов «Украина», «Молдова», «Грузия» и даже «Россия». Это внутреннее решение Североатлантического альянса. Который, возможно, впредь будет считать себя не столько эксклюзивным форматом обеспечения безопасности свободного мира, сколько милым рудиментом холодной (III мировой) войны. Оборонительные союзы при участии/во главе с США могут оказаться и другими, новыми. Скажем: военная организация при Соглашениях Авраама, гарантирующая мировой закон на Ближнем и Среднем Востоке + в Северной Африке.
  • Отказ РФ от развернутого военно-технического сотрудничества с КНР, КНДР, Ираном. Невероятно? В полном объеме — да. Частично, для отвода пристальных глаз — вполне реально.
  • Прекращение боевых действий в Украине. Отказ сторон от любого дальнейшего военного решения судьбы Украины — в ту или иную сторону. Фиксация «линии соприкосновения», она же «линия размежевания», без международного признания новых фактических границ Украины — тот самый «корейский сценарий», о котором шла сбивчивая речь с весны 2022-го.
  • Снятие с РФ санкций в интересах американского (+ отчасти европейского) капитала. Прежде всего — ограничений на экспорт из РФ редкоземельных металлов, урана, титана и т.п.; поставок в РФ авиатехники и запчастей к ней; полетов евроатлантических авиакомпаний над РФ-территорией.
  • Грядущее полное снятие санкций — когда это устроит Украину. А когда это может устроить Украину — см. выше и в следующем пункте тоже.
  • Гарантии проведения свободных конкурентных выборов президента и парламента Украины до конца 2025 года.

Сверх того. У президента Путина остается еще одно тайно-явное оружие, в перечне не упомянутое. $300 млрд замороженных РФ-резервов, которыми не могут пользоваться сегодня ни Кремль, ни его оппоненты. Почему бы в рамках ТраПута эти резервы не разморозить, чтобы их немалая часть легально и официально, по инициативе собственника — РФ, пошла на восстановление Украины. На что г-н Путин может согласиться, если в Киеве будет лояльная ему (пусть и не слишком публично, но вполне себе надежно) власть. Околопутинские бизнесмены — через цепочку прокладок — как раз и займутся вожделенным восстановлением за резервный счет. А Трамп получит возможность еще раз объяснить Америке (прежде всего) и Европе (во вторую очередь), как он сэкономил деньги свободного мира, чтобы направить их на куда более актуальные нужды. Например, на колонизацию Марса по сценарию Илона Маска.

И — полный мирумир. Трудно ль отрадней картину нарисовать, генерал (с)?

Непакт

Может ли ТраПут сорваться (с обоюдоострого крючка)?

Да. И только по одной причине: полярность, она же трудносовместимость психотипов двух лидеров. В какой-то момент они могут просто радикально и решительно не понять друг друга.

И тогда — пиши пропало. С «о» на конце, как и принято в Украине.

Слишком сухой остаток

В РФ сохраняется и укрепляется развитой тоталитаризм.

Который надломится и треснет лишь в таких случаях:

  • прилетят черные лебеди, о которых пока невозможно говорить вслух;
  • придут новые поколения, и они окажутся куда свободнее-и-талантливее неновых.

А пока что — на фоне современной идиллии им. ТраПута все русские противники тоталитаризма (с)могут найти себе место за РФ-пределами, в сетевой МетаРоссии. И чем плохо? В наступающие времена сетевые структуры будут поважнее иерархических, типа старого недоброго государства.

Сначала увидим, потом еще поживем.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».