(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.
(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.
На суде осенью 1968-го Лариса Богораз сформулировала главный принцип даже не столько диссидентского сопротивления, сколько гражданской позиции по отношению к тому, что делает твое правительство:
«Для меня мало было знать, что не будет моего голоса «за», — для меня было важно, что не будет моего голоса «против». Невозможным было только молчание. В чем, например, каялась перед самой собой Лидия Чуковская во время травли Бориса Пастернака и после того, как ее брат, Николай Чуковский, к травле присоединился: «Впрочем, я не вправе осуждать его. Он произнес те слова, от которых следовало воздержаться, а я не произнесу тех, которые должно произнести. Большая ли между нами разница?»
Все-таки — большая. Потому что молчание «против» внутри жестких режимов и в моменты их особой ожесточенности — бывает. Не только «молчание за» из стихотворения Александра Галича. Это личный выбор каждого.
Далее Лариса Богораз сказала:
«…Если бы я этого не сделала, я бы считала себя ответственной за эти действия правительства. Точно так же, как на всех взрослых гражданах нашей страны лежит ответственность за все действия нашего правительства, точно так же, как на весь наш народ ложится ответственность за сталинско-бериевские лагеря, за смертные приговоры, за…»
На этом месте прокурор Дрель не выдержал такого бремени коллективной ответственности и прервал подсудимую, заявив, что она «выходит за рамки обвинительного заключения», хотя она именно в них в этот момент и вошла, поясняя, что сближает «нашу» и «вашу» свободу.
Именно за это — ответственное поведение ответственного гражданина своей страны — ее судило государство, полагавшее, что оно и есть страна и есть «общество».
Как справедливо замечал один из персонажей пьесы Тома Стоппарда «Рок-н-ролл», причина вторжения в ЧССР была в том, что «наши соседи волнуются, как бы их собственные рабы не взбунтовались, если увидят, что нам все сошло с рук». А другой персонаж объясняет равнодушное поведение толпы, основной массы людей, большинства, представители которого совсем не хотели бы становиться ответственными думающими гражданами: «Героизм пугает и оскорбляет обычных людей. Такое впечатление, что герои ведут свой частный спор с правительством от нашего имени, а мы вас об этом и не просили».
Эта претензия, заметим попутно, была нередкой. Когда арестовали Андрея Синявского и Юлия Даниэля, знаменитая переводчица Рита Райт-Ковалева встретила на улице Марию Розанову, жену Синявского, и выговорила ей за поведение мужа и его друга: из-за их публикаций на Западе усиливаются цензурные ограничения и становится труднее пробивать в печать переводы действительно важной для читателя мировой литературы. Позже, на пике застоя, как писал Вячеслав Глазычев еще в конце 1980-х, диссидентам сочувствовали, но было и «чувство некоторой досады: вот, вместо того чтобы тихо и настойчиво делать Дело, эти донкихоты вызовут дополнительную ярость властей, после чего работать станет еще сложнее».
У гражданского сопротивления внутри страны в наши дни и в эпоху возникновения и развития диссидентского движения (то есть начиная с декабря 1965 года, с «митинга гласности» на Пушкинской площади) есть много общего. Как и у вынужденно осторожного поведения тех, кто против режима, но предпочитает не подвергать опасности свою частную жизнь, безопасность семьи и карьеру.
Никакой политической оппозиции в годы застоя не было и не могло быть, протестная активность выражалась поначалу в немногочисленных митингах, которые вынудили власти скорректировать законодательство и расширить репрессии. Затем развернулась информационная работа в виде прежде всего «Хроники текущих событий». «Соцсети» и «медиа» тех лет — это самиздат, тамиздат, магнитиздат (магнитофонные записи). Своего рода «клубная» работа тоже проводилась — в виде неформальных семинаров ученых-гуманитариев или общения под крылом харизматических личностей вроде отца Александра Меня.
Как была устроена диссидентская среда, из чего она состояла, какие идеологические течения в ней присутствовали — все это сейчас обобщено в титаническом труде, «Энциклопедии диссидентства: СССР, 1956–1989», увидевшей свет в издательстве «Новое литературное обозрение». Это и биографический справочник, и исследование различных аспектов гражданского сопротивления и правозащиты, которая тоже с самого начала стала «специализацией» диссидентского движения. Большая обобщающая статья написана Александром Даниэлем, изнутри знающим все детали истории советского резистанса, в том числе его правовой подход к проблемам: «Соблюдайте советскую Конституцию!» — это не просто слова. Сегодняшние несогласные то же самое могли сказать Кремлю, Лубянке, Охотному Ряду, Белому дому: «Соблюдайте российскую Конституцию! Соблюдайте свои собственные законы, пусть и репрессивные (раз уж вы их приняли), но не допускайте их вольного и расширительного толкования».
И вот здесь мы подходим к той проблеме, с которой начали: сюжету понимания того, что российская нация тоже находится под имперской пятой, как и полвека тому назад,
что российский сегодняшний гражданский резистанс не поддерживают военную операцию России в Украине, оставаясь российским — а каким еще. Как и оппозиция, которая находится за границей, как и сотни тысяч представителей очередной волны русской эмиграции.
А диалога между российским и украинским гражданским обществом нет, даже те, кто сопротивляются, а то и сидели в тюрьме «за вашу и нашу свободу», иной раз воспринимаются как «токсичные русские». Но пока не просматриваются заметные инициативы со стороны российской оппозиции по строительству общей платформы и взаимопонимания с представителями украинского общества. Именно общества, потому что в постпутинский период восстановление отношений между нациями и странами окажется делом граждан — что там будет делать власть, предсказать трудно. Сценариев выхода из путинизма много, но в них, как правило, отсутствует рефлексия по поводу отношений с Украиной и украинцами.
Между тем, как пишет Александр Даниэль в «Энциклопедии», советские диссиденты из столиц уже в 1960-е обратили внимание на две проблемы — возвращение крымских татар на родину и «украинский вопрос». В его национально-культурной ипостаси он «стал первым в ряду существовавших в СССР национальных проблем» и «был коллективно отрефлексирован не только украинской интеллигенцией, но и правозащитным сообществом». Затем, вплоть до середины 1970-х, были налажены контакты с «национал-диссидентскими» движениями в Литве, Эстонии, Грузии, Армении, с сообществами евреев-«отказников» и представителями еще одного депортированного народа — турок-месхетинцев. Русские национал-патриоты, в том числе адепты не только националистического, но и имперского мышления, тоже были преследуемыми группами.
Национальный вопрос внутри империи в национальных же диссидентских движениях оказывался одним из самых главных. Приходилось разбираться с имперским сталинским наследством, и оно до сих пор держит за горло и нынешние поколения, а его неаппетитное оборачивается кровавыми драмами.
Как отмечает Даниэль,
«многие российские диссиденты вовсе не разделяли стремлений и целей своих друзей в Киеве, Львове, Тбилиси, Вильнюсе и т.д., но солидарность и понимание возникали не из идентичности политических мировоззрений, а из общей борьбы тех и других с безликим государственным насилием».
Приоритет права и отказ от насилия стали разделяемыми ценностями в этой интернациональной среде, как и собственно интернационализм. И, продолжает Александр Юльевич, лучшим памятником этому интернационализму стал барак «особого режима» в пермском политическом лагере. Здесь отбывали сроки русские, украинцы, литовцы, эстонцы… Дубравлаг в Мордовии был еще одним местом интернациональной концентрации политических заключенных.
Это — прежде всего моральное сопротивление с требованием восстановления и обеспечения основных гражданских свобод. О чем, отмечая очередную годовщину придуманного им Дня политзаключенного, и писал в обращении из Владимирской тюрьмы «К друзьям на воле и за решеткой» Кронид Любарский (30 октября 1976 г.).
Сначала Любарский попал в Дубравлаг. И вот парадоксальная на первый взгляд его мысль: «Политлагерь того времени был самым свободным местом в СССР». Почему? Потому что «в твоих отношениях с государством наконец-то наступила полная ясность». Это очень похоже на столь же парадоксальную мысль Жана-Поля Сартра — никогда Франция не была так свободна, как под немецкой оккупацией: либо ты с Сопротивлением, либо превращаешься в salaud, подлеца, сотрудничающего с режимом. Некоторое преувеличение, но тем не менее…
Политзэки, писал Кронид Аркадьевич, «разбились на национальные землячества, почти не общавшиеся между собой». Расколотым было и российское землячество — по политическим и идеологическим предпочтениям. Ну чем не ситуация в сегодняшней российской оппозиции внутри нее и вовне?!
Любарский был человеком точного знания, все-таки астроном, мехматовец, ученый из Черноголовки, а потому — технологичным. Он решил, что для всех политзэков, для людей всех мировоззрений и национальностей, нужна общая крупная акция внутрилагерного сопротивления и солидарности. И сделать надо так, чтобы она вышла за пределы одной зоны. Это, разумеется, сложная история, но в результате у него вместе с Алексеем Мурженко получилось. 30 октября 1974 года Сергеем Ковалевым была организована первая пресс-конференция на квартире Андрея Сахарова.
А потом этот «праздник» превратился в День памяти жертв политических репрессий и его знаковым монументом стал Соловецкий камень на Лубянке. Символ и нынешнего гражданского сопротивления. Потому-то и появилось сейчас предложение этот камень убрать.
Если уж не Дзержинского водрузить обратно, так ликвидировать главный памятный знак, воплощающий в себе моральное сопротивление и сталинщине, и путинизму — в их исторической преемственности по прямой (со «Стеной скорби» все несколько сложнее, это отдельный разговор). И это не только российское сопротивление, это моральное движение — и исторически так сложилось, и так есть и сейчас — внутри целой империи, пусть и бывшей. Ее-то сейчас трагическим образом и пытаются восстановить.
В упоминавшейся здесь «Энциклопедии» подробно описана история национальных диссидентских движений. И все они — от грузинского до украинского — были тесно связаны с Москвой и российскими диссидентами. И распространение самиздата и тамиздата, и создание национальных Хельсинкских групп — все это было делом общим. Да, возможно, тогда было проще находить моральную основу для диалога и коллективных действий. А может быть, и нет — вспоминал же Любарский о национальном разобщении. Но тогда ключевым фигурам и национальных движений (тоже иной раз разрозненных), и столичного диссидентства удавалось находить общий язык и поддерживать друг друга, помогать друг другу.
Мы все стоим на плечах гигантов, но не всегда это замечаем. И не всегда умеем использовать их опыт в схожих исторических обстоятельствах. И не всегда помним о самом важном лозунге сопротивления деспотизму, в том числе деспотизму имперскому, — «За вашу и нашу свободу!». Свобода, она же неделима.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}