Комментарий · Общество

Альма-мачехи

Студенческое самоуправление зачищают и в столице, и в регионах. Большинству все равно — а те, кто не согласился с этим, готовятся к репрессиям ректоратов

Макар Ситкин, специально для «Новой»

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

С каждым годом свобод в сфере высшего образования становится все меньше. Увольняют преподавателей с оппозиционными взглядами, ликвидируют «неугодные» студенческие объединения.

После 2022 года досталось и студенческим советам.

Нельзя сказать, что студсоветы и различные студенческие объединения «душат» указами Министерства просвещения: ведомство, кажется, вообще старается держаться в стороне. Именно оно в свое время — лет десять назад — инструктировало своим бюрократическим языком, как создавать такие советы и зачем («…для решения социальных задач и повышения вовлеченности студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления»).

Теперь на свои студсоветы «напали» сами альма-матер: положения о них переписываются администрациями учреждений, и эти «улучшения» стараются оставить за студенческим самоуправлением лишь декоративно-«патриотические» функции. 

Вводимые в студсоветы лояльные студенты, напротив, превращаются в «лучших людей города», которые «от имени общественности» поддерживают ту или иную инициативу ректората. Или подвергают неудобных активистов остракизму.

В большинстве вузов проводить кампании по «зачистке» студсоветов и не пришлось: они и раньше играли чисто номинальную роль, став социальным лифтом для карьеристов.

Но и крупные скандалы случались. Один из них в этом году разгорелся в НИУ ВШЭ.

Весной этого года проректор Дмитрий Земцов распустил прежний студенческий совет «Вышки».

После роспуска студсовета часть его обязанностей взяли на себя уполномоченные по правам студентов, но в начале октября и они ушли в отставку: «С сегодняшнего дня мы складываем с себя полномочия: Екатерина Егерева прекращает работу как уполномоченная по правам студентов и аспирантов, Николай Лобов — как ее заместитель», — говорится в группе уполномоченной по правам студентов ВШЭ во «ВКонтакте»

Как рассказала Екатерина Егерева «Новой газете», в случае досрочного ухода уполномоченных со своих постов новую пару избирает студсовет ВШЭ — а его пока нет. Получается, «Вышка» вообще осталась без институций, легально защищающих права студентов…

Тогда сами студенты вновь попытались взять дело в свои руки: «Мы считаем, что любой студсовет, сформированный по новому положению, не будет являться легитимным органом представительства студенческого сообщества. Фактически он будет лишен голоса и возможности самостоятельного действия, а значит, будет уничтожена сама идея демократического представительства студентов», — говорится в телеграм-канале студорганизации.

Вот что рассказывают «Новой» представители инициативной группы:

— В начале октября в Положение о студенческом самоуправлении были внесены правки, уничтожающие автономию студсовета и других органов самоуправления, ставя их в прямую зависимость от администрации. 

В связи с этим любые призрачные надежды на то, что студсовет будет собран по нормальным демократическим правилам (как он собирался все последние годы), окончательно развеялись.

Теперь собрать его честно и прозрачно может только напрямую воля студенческого сообщества.

Вот мы и хотим попробовать собрать студсовет через принятие нового положения (без правок, упраздняющих автономию) конференцией обучающихся. При этом в идеале, конечно, все ранее существовавшие принципы сбора студсовета сохранить.

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

— В курсе ли ректорат о вашей инициативе?

— Мы официально проинформировали ректора Анисимова об инициативе перед началом сбора подписей, как того требуют методические рекомендации Минобрнауки. Никакого ответа на это извещение не поступило. Со стороны администрации никаких конкретных действий предпринято не было, хотя, если следовать букве рекомендаций, в течение 10 дней после нашего уведомления «руководитель образовательной организации … информирует обучающихся образовательной организации о наличии вышеуказанной инициативы на официальном сайте образовательной организации».

По нашим представлениям, реакция, вероятно, появится, только когда мы наберем нужное число подписей.

— Не боитесь ли вы давления или репрессий со стороны ректората?

— Это та причина, по которой полный состав инициативной группы остается и будет оставаться непубличным: мы не хотели бы, чтобы все активно участвующие в инициативе студенты столкнулись с давлением.

Тем не менее, поскольку костяк нашей группы — бывшие студсоветчики, к давлению нам не привыкать: мы столкнулись с ним еще при роспуске студсовета в апреле и остаемся к такому готовыми.

На наш взгляд, однако, мы не делаем ничего незаконного (наоборот, предпринимаем меры в полном соответствии с нормами Минобрнауки) и действуем в интересах университета как сообщества: сильное и автономное самоуправление однозначно пойдет на пользу «Вышке», а не во вред.

— Поддерживают ли ваше объединение студенты?

— Сейчас у нас уже собрано порядка 2000 подписей в поддержку сбора конференции, и мы знаем, что есть огромное количество студентов, сочувствующих нашей инициативе. 

Однако важно понимать, что многие студенты сейчас боятся что-либо подписывать или поддерживать «в открытую» — настолько проректор Земцов и его коллеги запугали студенческое сообщество.

Мы уверены, что у нас так или иначе получится собрать нужное число подписей и реализовать инициативу, и мы также уверены, что студенты будут оказывать поддержку тому студсовету, который будет по-настоящему представлять их интересы и который будет избран на демократических выборах.

***

Рано или поздно смельчакам придется «выйти из тени» — и именно тогда они могут попасть под «каток» ректората. А что происходит в других вузах, где студсовет играет хоть какую-то роль в жизни университета, кроме декоративной?

Там тоже «принимают меры».

С осени 2024 года, например, в РЭУ им. Плеханова изменен регламент выборов в студсовет — теперь решение по кандидатам на посты председателей студсовета принимает администрация вуза и избранные ею студенты. «Раньше в РЭУ собеседования кандидатов [на пост председателя студсовета] высшей школы проводили только действующая команда председателя и представители руководства школы, они же совместно принимали решение», — объяснил читатель «Грозы»* из «Плешки».

В иных случаях студсоветы просто игнорируются: так, в ДВФУ весной этого года приняли поправки в положение о порядке отчисления в обход студсовета, который ранее уведомляли о принятии локальных актов, затрагивающих права обучающихся. Но восточники сопротивляются, об этом мы расскажем подробнее.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».