Почти полтора года прокуратура Санкт-Петербурга пытается отобрать у супругов Невзоровых* все имущество, нажитое ими за совместную жизнь.
История с лишением четы Невзоровых разного рода объектов недвижимости началась еще весной 2023 года. Тогда прокуратура Петербурга обратилась в Приморский районный суд с иском об изъятии у них земельных участков, которые принадлежат им с конца 90-х годов, в собственность Петербурга. По словам адвоката семьи, вся земля приобреталась напрямую у физических лиц, владельцев участков, а не по каким-то хитрым теневым схемам.
Больше года прокуратура пыталась отобрать у супругов Невзоровых эти участки, но дело так ничем и не закончилось: в гражданском процессе лишить законных владельцев их имущества не так-то просто, на это нужны серьезные основания, которых, по всей видимости, у прокуратуры не было. Именно поэтому, как считает Алексей Прянишников*, представляющий интересы семьи Невзоровых, весной этого года против них было возбуждено дело о признании их экстремистским объединением.
Алексей Прянишников:
«Какой бы ни был закон о противодействии экстремизму, но признавать экстремистскими объединениями можно только организации, а не семейные пары. Кроме того, в законе четко сказано, что ликвидации в пользу государства подлежит имущество организаций после расчетов с кредиторами в случае, если сами организации ликвидированы. Но о какой ликвидации идет речь в данном случае? Они что, хотят развести Невзоровых в принудительном порядке? По сути, этот закон неприменим к семейной паре!»
Тем не менее в начале июля нынешнего года судья Октябрьского районного суда Елена Николаева приняла решение о признании Невзоровых участниками экстремистского объединения. Решение вступило в силу немедленно (хотя Невзоровы подали апелляцию, не рассмотренную на тот момент). И в тот же день в собственность государства (а не Петербурга, чего больше года безрезультатно добивалась прокуратура) были переданы три земельных участка в Лисьем Носу, машина и доли уставного капитала ООО «Питер-Технопроект — Новые ресурсы», принадлежавшие супругам.
Но полностью лишить семью Невзоровых земельных участков этим решением суда не удалось. Как рассказал ее защитник, всего имелось четыре участка, находящихся рядом друг с другом: их купили в разное время и объединили. На одном стоит жилой дом, и об этот участок «споткнулся» суд: в доме живет блокадница Наталия Колесникова, мама Лидии Невзоровой.
Наталия прописана в этом доме с момента, когда он был приобретен семьей в конце 90-х годов, и живет в нем постоянно. Это реально единственное ее жилье. На сегодняшний день окончательная судьба этого участка и жилого дома судом не решена.
Вторая волна наступления на имущество семьи Невзоровых началась в середине ноября этого года. На этот раз «набегу» подверглась квартира на улице Ленина. Информация о том, что прокуратура Петербурга потребовала наложить арест на квартиру, появилась в Telegram-канале Дарьи Лебедевой, руководителя Объединенной пресс-службы судов Петербурга.
Как рассказал нашему изданию Алексей Прянишников, эта квартира досталась Лидии Невзоровой по наследству. В 2022 году, до своего отъезда из России, она через сделку купли-продажи оформила квартиру на свою мать, Наталию Колесникову. Теперь прокуратура пытается через суд признать сделку мнимой, чтобы вернуть квартиру Лидии Невзоровой, а затем отобрать ее, как это уже случилось с участками земли и другим имуществом семьи.
Алексей Прянишников:
«Все эти действия прокуратуры не имеют никакого иного смысла, кроме как наказать Невзоровых материально. В надежде, что Александр Невзоров замолчит и перестанет вещать в ютуб- и Telegram-каналах».
Сам Александр Невзоров в своем ютуб-канале иронически отозвался о действиях петербургской прокуратуры и решениях судов:
«Думая, что они меня этим каким-то образом задевают и расстраивают, они бьют по совершенно невинным людям вокруг меня — например по блокадницам. Мне-то что — я на жизнь, на образование ребенка всегда заработаю в любой стране. Но меня поражает во всем этом легкомыслие и глупость судей, которые выполняют волю режима по политическим статьям, — они что, думают, что так будет всегда <…>?»
На сегодняшний день супругам Невзоровым отказано в апелляции на признание их экстремистским объединением. А судам Приморского и Петроградского районов предстоит рассмотреть еще два иска о лишении семьи имущества. Заседание по делу об изъятии участка земли и жилого дома, в котором живет и прописана Наталия Колесникова, назначено на 5 декабря. Когда будет решаться судьба квартиры на улице Ленина, точно неизвестно, хотя Дарья Лебедева уже заявила, что заседание суда обязательно состоится в декабре.
Алексей Прянишников:
«В целом это полное пренебрежение прокуратурой и судами принципов законности. Это цензура в жестком виде, для реализации которой применяется форма материального наказания. То есть фактически конфискация имущества без уголовного наказания. И судя по развитию событий в целом, подобные приемы власти смогут применять потом и ко всем другим своим гражданам».
СПРАВКА
Александр Невзоров покинул Россию еще до уголовного преследования. В марте 2022 года против него было возбуждено два уголовных дела по статье о «фейках». В апреле 2022 года журналиста внесли в реестр «иностранных агентов», и в том же году Невзорову назначили два штрафа по статье о неисполнении обязанностей «иноагента» из-за отсутствия соответствующей маркировки в публикациях. В феврале 2023 года его заочно приговорили к 8 годам колонии. В октябре 2023 года — оштрафовали за непредоставление Мминюсту отчетов о своей деятельности, в декабре того же года — назначили штраф за отсутствие маркировки на посте в Telegram-канале Александра.
* Власти РФ внесли в реестр «иноагентов».