Как только в дискуссии возникает слово «субкультура», ее участники резко оказываются на семантически спорной территории, границы которой, возможно, и были когда-то очерчены, но с того момента утекло настолько много воды, что из международно признанного государства без выхода к морю она превратилась в остров с неясной принадлежностью — причем постепенно уходящий под воду.
В 2017-м профессор Департамента социологии НИУ ВШЭ Елена Омельченко рассказала «Коммерсанту», что возглавляемый ею Центр молодежных исследований пытается найти термину «субкультура» альтернативу, потому что феномен этот имеет классовое происхождение из середины XX века, и его классические представители вроде панков и скинхедов давно «ушли в маргинальный сектор». «Сегодня мы… живем в другом обществе, где классов больше нет, и молодежная сцена стала куда более сложной», — сказала она.
По мнению Омельченко, сначала, к концу 1980-х, классические субкультуры вытесняются «буферными» вроде рейверов, которые отличаются большей открытостью к новым последователям и ориентированностью на потребление. А в 2010-х концепция субкультур переживает кризис идентичности, поскольку отныне ее размывают «солидарности» — связи между единомышленниками на более глубоком уровне, который ставит на первое место не различие «своего» по внешнему виду, а «согласие с тем или иным ценностным вектором».