Сюжеты · Экономика

Крышу сносит

Релоканты сломали рынок арендного жилья в Армении. Цены начинают падать только теперь, но лендлорды все еще надеются на сделки «подороже» и «только с русскими»

Ереван. Фото: Александр Патрин / Коммерсантъ

С 24 февраля 2022 года и последовавших за этим двух волн вынужденной эмиграции/релокации россиян в Армению, Грузию и Казахстан, на рынке этих стран произошел резкий скачок цен. В первую очередь резко выросла стоимость аренды жилья. Ситуация усугубилась после объявления частичной мобилизации, когда арендовать квартиру в Ереване стало практически невозможно. Брокеры разводили руками и в качестве альтернативы предлагали квартиры лишь в других городах Армении — Гюмри, Дилижане, Ванадзоре. Столица была заполнена.

Николай. Фото: личный архив

По мнению одного из брокеров по имени Николай (его услуги пользуются большим спросом именно среди релокантов), то, что творилось на рынке недвижимости в Армении в этот период, иначе как «позором» не назвать. «Арендодатели думали, что их квартиры находятся в Лондоне — настолько завышали цены. При этом до сих пор многие из них ищут способы не возвращать залог квартирантам». В свою очередь, релоканты часто жаловались на работу недобросовестных брокеров, которые пытались брать двойную плату как с арендодателя, так и с арендаторов жилья. Кроме того, во время обеих волн эмиграции/релокации часто были случаи, когда нечестные арендодатели массово выселяли местных жителей и сдавали приезжим квартиры по двойной, а то и тройной цене. В том числе из-за повышения цен на арендную плату также произошло подорожание жизни в Ереване в целом, что вынудило некоторых эмигрантов переехать в другие страны — в ту же Сербию, например.

Воодушевившись запросами эмигрантов, многие арендодатели в надежде сдать квартиры подороже сделали дорогостоящий ремонт — и так называемое армянское барокко,

то есть специфическое оформление квартиры с большим количеством ковров, громоздкой мебелью, огромными люстрами, уступило место более современному стилю. Однако сейчас такие квартиры простаивают и, вероятнее всего, будут выставлены на продажу.

Ереван. Фото: Александр Патрин / Коммерсантъ

В 2023 году, после того как в Армению переехали более 100 тысяч вынужденных мигрантов из Арцаха, арендодатели вновь стали искусственно завышать цены. По словам Николая, одна и та же квартира для беженцев из Арцаха сдавалась за 800 тысяч драмов (почти 200 тысяч рублей), но когда говорилось, что съемщик русский, цена могла снизиться до 400 тысяч. Двое из трех арендодателей спрашивают, арендатор русский или армянин, и отказываются сдавать, когда узнают, что житель — местный, отмечает брокер: «У нас большая проблема. Когда звонишь арендодателю, он говорит: если не русский, армян не вези».

Участники рынка отмечают, что россияне, которые покупают квартиры в Армении, аргументируют свой выбор тем, что они влюбились в страну, тем, что им здесь комфортно, нравятся погода, армянское гостеприимство, открытость людей и вкусная еда. Кроме того, важно, что в Армению можно въезжать по внутреннему российскому паспорту, а это значит, что родителям релокантов будет намного легче приехать в гости.

Спустя два года волны эмиграции/релокации практически прекратились, и ажиотаж на рынке недвижимости упал на 60%, отмечают брокеры.

Это связано с тем, что эмигранты/релоканты с высоким уровнем дохода — те самые айтишники — в основном уехали из Армении, и в стране просто не осталось людей, которые могут себе позволить снять квартиру за большие деньги. Многие арендодатели, однако, все еще не адаптировались к новым рыночным реалиям и с трудом соглашаются сдать квартиру по более низкой цене. Высокие цены держатся в районах Арабкир и Кентрон, хотя там видна динамика к спаду. В центре города арендная плата снизилась в среднем на 20–30%, на окраине — на 50%.

Дом в районе Арабкир. Ереван. Фото: Оксана Мисирова / «Новая газета»

Сейчас релоканты для съема жилья выбирают административные районы Арабкир (примерно половина от всех запросов) и Кентрон (каждый третий потенциальный квартиросъемщик). Остальные соглашаются снять квартиру в более отдаленных районах Давиташен и Аван — но с условием, что жилье с хорошим ремонтом и по адекватной цене. Из-за падения цен также в Ереван переезжают те, кто изначально мог снять квартиру только в других городах Армении.

Юлия Баграмова. Фото: личный архив

Юлия Баграмова приехала с семьей в Армению весной 2022 года и сняла трехкомнатную квартиру в центре за скромные, по тем временам, 1000 долларов. Спустя два года семья купила дом под Ереваном по цене ниже рынка, просмотрев 60 объектов. «При аренде и покупке агенты не выполняют свои профессиональные задачи — по сути, здесь полностью отсутствует представление об этой профессии, — жалуется Баграмова. — Съемное жилье в основном сдается с очень старой техникой и мебелью. При этом на пике были совершенно безумные цены. Сейчас стоимость жилья серьезно упала как в аренде, так и при купле-продаже».

Анастасия. Фото: личный архив

Анастасия К., эксперт в некоммерческом секторе, обосновалась в Армении чуть больше двух лет назад. Тогда на рынке жилья было очень мало предложений, и сначала она сняла дом в селе Касах с большим садом. Через два месяца ей пришлось съехать, так как она рассталась с молодым человеком. Снова оказавшись перед необходимостью снимать жилье, Анастасия сначала смотрела квартиры самостоятельно, затем обратилась к риелтору. На сайте list.am (это местный аналог российского Авито) оказалось много фейковых объявлений, и, когда она звонила, часто никто не отвечал. А риелтор постоянно уговаривал ее брать доступные квартиры, хотя она настаивала на том, чтобы продолжать искать жилье в шаговой доступности от школы для детей.

В итоге семья Анастасии нашла квартиру на улице Пушкина — четырехкомнатную, с огромным залом и большим балконом. Но в прошлом году, когда курс рубля снова просел, Анастасии опять пришлось искать новое жилье. Она подписала договор на квартиру в Шенгавите, которая была оформлена с большой любовью. Хотя Анастасия переживала о переезде в квартиру далеко от центра, жилье оказалось удобным благодаря близости к метро и прекрасному виду. Да и платить надо меньше: в этом году цены на жилье значительно упали, и если в Шенгавите Анастасия платила 400 тысяч драм в месяц, то теперь аренда составляет 290 тысяч.

И цены на съем будут падать дальше: на рынке переизбыток свободной недвижимости, а качество жизни в Ереване снижается.