Комментарий · Спорт

Мы дадим всем рекорды…

Бессмысленная серия побед российской футбольной сборной вызывает лишь недоумение. Третий состав Брунея победить — ну-ну

Владимир Мозговой, обозреватель «Новой»

Товарищеский матч по футболу: Россия — Бруней. Фото: Степан Ноздрев / ТАСС

Сборная России по футболу завершила осеннюю эпопею разгромами Брунея и Сирии, а всего за календарный год одержала пять сухих побед с общим счетом 26:0. Подобной серии могли бы позавидовать гранды мирового футбола, но никого российские рекорды не поразили за их полной бесполезностью.

Стороной прошла другая новость, которую и новостью-то не назовешь, — к жеребьевке отборочного турнира чемпионата мира-2026 сборная России не допущена, и это будет третий подряд большой футбольный форум, который Россию не заметит. А у нас были дела поважнее — надо было найти, уговорить, обеспечить приезд и обыграть в ноябрьское окно соперников с обочины мирового футбола, чтобы показать всем, что сборная у нас есть, что она боеспособна и готова в любой момент вернуться туда, откуда нас попросили два с лишним года назад.

Бруней обыгрывали в Краснодаре, Сирию в Волгограде. Проблема была не обыграть, а хоть с кем-нибудь сыграть. Все более или менее приличные сборные, которые могли пойти на контакт, были заняты официальными матчами, выбор был невелик, и даже матч с Брунеем мог сорваться, когда стало известно, что 184-й в мировом футбольном рейтинге султанат сильнейший состав прислать не может — у футболистов отпуск.

В октябре «товарняк» с Пакистаном не состоялся потому, что в Россию в качестве замены основной команде обещали отправить некую альтернативную сборную, ответ российской стороны был в духе «мы на это пойтить не могем!», а вот отказать Брунею решимости уже не хватило: матч должен состояться при любом сопернике. Даже таком, как Бруней в ослабленном составе.

Не в игре дело. Игры как таковой не было. Перед всеми заинтересованными лицами, начиная с Российского футбольного союза, задача стояла другая: оправдать необходимость проведения матча с заранее известным исходом, из ничего сделать событие, создать видимость какого-никакого ажиотажа и объяснить, что и так можно, если другого выхода нет.

Навязчивая реклама на «Матч ТВ» со стишками и «самым экзотическим вызовом для российской сборной» оказалась на грани троллинга, но кушать было подано.

От футбольных спецов шел позыв в духе «не важно, с кем, важно, как». Болельщиков Краснодара уверяли, что для них игра будет подарком — сборную они давно не видели, и вот наконец увидят. Сами сборники радовались возможности встретиться и пообщаться, а звездный полузащитник-легионер Алексей Миранчук, проделавший самый большой путь из Северной Америки через Стамбул и Минеральные Воды практически на родину (он сам из Славянска-на-Кубани), даже успел повидаться с родственниками.

Валерий Карпин. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Главный тренер сборной Валерий Карпин отбивался как мог, болельщики требовали рекорда, мемы накануне исторического события рождались ежеминутно, и желание увидеть на поле давно забывшего о сборной Артема Дзюбу для того, чтобы ветеран мог установить снайперский рекорд, вовсе не смотрелось издевательством — а почему бы и нет? Сама атмосфера способствовала тому, что все возможно. Экзотика так экзотика, сюр так сюр.

Один аргумент, впрочем, был серьезный: игра нужна для рейтинговых очков, чтобы в случае возвращения не быть с пустыми карманами. И, в конце концов, разве гранды не разносят футбольных «карликов», пополняя очковый запас и бомбардирский счет? И под десять голов забивают разным там Гибралтарам, и никто за это не осуждает, та же сборная России не так уж давно девять штук Сан-Марино отгружала.

Все так, но есть нюанс. С командами из конца второй сотни рейтинга и начала третьей большие и не очень большие сборные, как правило, сводит жребий в отборочных турнирах, это обязательная программа, ни к кому нет претензий. А если мы сами выбираем слабейшего из возможных соперников, то это совсем другая история, как ее ни оправдывай.

Унижали любителей честно, наколотив на рекорд — 11 мячей сборная России еще никому не забивала, и разницы в те же 11 мячей еще ни с кем не было. И у сборной СССР в официальных матчах тоже не было.

Так что на арене «Краснодар» российские футболисты в присутствии почти 27 тысяч зрителей установили рекорд на все времена. Бразильский тренер Винисиус Эутропио, совсем недавно приехавший в Бруней поднимать там футбол, расстроенным не выглядел и даже поблагодарил хозяев за то, что они отнеслись к игравшим под его началом офисным работникам, полицейским, студентам и пожарным на полном серьезе. Принимающая сторона на затраты не поскупилась — только дорога в оба конца для делегации из сорока человек обошлась как минимум в сто тысяч долларов, но это же мелочи.

Зрители радовались граду голов на все вкусы, разве что проваливающий сезон в греческом ПАОК Федор Чалов, как ни старался, ни разу не поразил ворота третьего голкипера сборной Брунея. Взыскательная публика, способная испытывать чувство стыда, на подобных мероприятиях появляется все реже и реже. Сказал же кто-то, что «товарняк» с Брунеем идеален для семейного просмотра — наши победили, много забили, ни одного не пропустили, было весело. А то, что ни одной внятной комбинации мы не увидели, значения не имеет. Как и то, что маленьких унижать — невелика заслуга.

Игра с Сирией обещала другой футбол — все-таки прилетела сборная, стоящая сотней мест выше, чем Бруней, не так давно уступившая Ирану в Кубке Азии только по пенальти. Правда, бездомная — скоро полтора десятка лет, как не может играть дома из-за перманентной гражданской войны. Правда, без половины игроков основы. Правда, находящаяся в отпуске, и не особо мотивированная.

Продержались сирийцы полчаса, и дальше не посыпались, но свои четыре гола от первого состава хозяев пропустили. Голы забивали в основном защитники, были и несуразные, к каковым отнесу и забитый Максимом Осипенко с абсолютно «левого» пенальти — не понимаю, зачем понадобилось саудовскому судье еще и так помогать хозяевам. «Промолчали», хотя и очень хотели отличиться, новые звездные российские бомбардиры в лице «железнодорожника» Алексея Батракова и динамовца Константина Тюкавина. Зато отличился вовремя подставивший голову под навес Алексей Миранчук, с чувством полного удовлетворения отправившийся к себе в Атланту.

Товарищеский матч по футболу: Россия — Сирия — 4:0. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Стадион, на один день переименованный в «Сталинград Арену», в честь совпадения матча с датой начала контрнаступления под тем еще Сталинградом, предсказуемо оказался почти полон. Вопрос «при чем здесь Сирия?» организаторов, кажется, совсем не волновал — какая разница, кто приехал. Главное, чтобы мы отметили и победили.

Вот так, под занавес года, все славно и сложилось — рекорд, пять подряд крупных сухих побед, даже шесть с учетом прошлогоднего разгрома Кубы, что увеличило рекордную разницу забитых и пропущенных мячей до 34:0 и дало повод обсуждавшим это неординарное событие футбольным специалистам с оптимизмом смотреть в будущее.

А в самом деле — зачем нам чемпионаты мира и Европы, Лига Наций и прочая официальная и давно всем наскучившая дребедень с ненужными волнениями? У нас свой путь,

у нас экзотика, тем более что на будущий год российские футбольные власти обещают повышение планки за счет дружественных стран Африки и Латинской Америки. Чемпионат мира-2026 будут проводить Мексика с Канадой, а также США, но, как все убедились в рекордном для российской сборной футбольном году, нам и без него хорошо.

Так хорошо, что аж тошно.