Соколов Алексей Вениаминович, 1973 г.р.
- ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области
«Я занимаюсь правозащитной деятельностью с 2005 года и активно боролся с пытками и насилием в ИК-2 Екатеринбурга, куда из СИЗО-1 вывозили подследственных лиц, подвергали их пыткам с целью дачи признательных показаний, у бизнесменов и предпринимателей «отжимали» бизнес. В 2007 году я и мои коллеги создали и опубликовали документальный фильм «Фабрика пыток или педагогический опыт», который есть в интернете. В 2009 году я стал членом ОНК Свердловской области первого созыва, но не успел осуществить правозащитную работу. Всего три месяца — в феврале выдали мандат, а в мае на меня напали оперативники ГУМВД по Свердловской области совместно с операми ГУФСИН. Я был арестован, а потом был осужден на три года лишения свободы только на основании противоречивых показаний заключенных, которые говорили о давлении на них с целью дать любые показания против меня. Оперативник, который собирал показания у заключенных, был по фамилии Антипенко. Сейчас замначальника ГУФСИН по оперативной работе.
Я продолжил заниматься правозащитной деятельностью. Естественно, моя общественная работа не нравилась оперативному управлению ГУФСИН Свердловской области. За время после освобождения я вместе с коллегами провел огромную работу, в результате которой были возбуждены уголовные дела по фактам пыток в ИК-2 и ИК-54. Многие начальники колоний и их замы потеряли свои должности и служебные кабинеты. Десятки, если не сотни, выигранных судебных дел, где действия тюремщиков признавались незаконными. А сколько было вынесено прокурорами представлений по нарушению закона в том или ином учреждении — просто не сосчитать.
Конечно, все это очень нервировало ГУФСИН, и в 2023 году оперативное управление предприняло попытку как-то воздействовать на меня, и с июля по сентябрь наш сайт «Правозащитники Урала» был полностью исследован оперативным управлением ГУФСИН, в рамках чего были обнаружены многочисленные статьи без упоминаний об «иностранных агентах» и «нежелательных организаций», а также ссылка на запрещенную соцсеть на главной странице сайта. Собранные материалы были направлены в прокуратуру. Стоит отметить, что за значок на сайте запрещенной соцсети мне дали 5 суток административного ареста, а по статьям за не упоминание «иноагентов» и «нежелательных организаций» судья отправила материалы обратно в прокуратуру, т.к. сайт не является СМИ.