Недотепы в саду
- «Чехов. Вишневый сад. Без слов».
- Студия театрального искусства. Постановщик Сергей Женовач, сценограф Александр Боровский.
Слова в спектакле все же есть, и немало; без них невозможно движение сюжета. Чехова совсем без слов уже ставили и в пластике, и в драме. Женовач и Боровский написали пьесу «по мотивам», сократили монологи и диалоги, убрали линии нескольких персонажей, перемонтировали сцены.
Для чего? Допустим, чтобы победить усталость текста, добраться до сердцевины чеховского мифа. Наконец, изменить самим себе в своей верности автору.
Спектакль открывает Фирс: осторожно просунув голову в разъем занавеса, оглядывается, потом медленно, неспешно занавес отдергивает. Он красного густого цвета — той самой вишни, что сушили, мочили, возами отправляли в Москву и в Харьков… И больше отправлять никогда не будут. Красный — цвет плодов сада: спектакль идет в финале его истории, финале сада, каким он был возможен на земле.
Молча, широко и угрюмо шагая, мужики в тулупах вносят на сцену чемоданы, кофры, коробки, вертикальные, прямоугольные, круглые. Они забивают все свободное пространство: заграничный багаж дивы. Имение идет с торгов, жизнь подорвана, накренилась, а весь дом перегородили парижские кофры. Барыня впархивает на сцену нездешней птицей: роскошный туалет, налет звездности, невиданная шляпа в перьях.