В общем, да — явление действительно значительно, заметно, и не на пустом месте оно возникло. Не вдруг. А возникло российское так называемое массовое оглупление, как ни странно это будет звучать, — на основе многовековых и устойчивых позиций российской культуры. И здесь, конечно, надо сразу же обозначить, что под культурой понимается и что даже в рамках одного языка и народа не бывает культуры как чего-то одномерного и однополярного.
Культура, обобщенно говоря, — это набор установок для восприятий-реакций на мир и на человеческое в нем место. Выражаются такие установки весьма различными способами, — и здесь прав Освальд Шпенглер, который к явлениям культуры относил и стили архитектуры, и драматическую поэзию, и науку, и формы государственной власти, и поговорки простонародья. Правда, Шпенглер пожелал подвести все установки под единую черту: увидел в своем «Закате Европы» каждую культуру как нечто единообразное, стилистически монолитное, унифицированное. Но, представляется, — нет расколов и расхождений непримиримей, чем на основе культурных идей, которые зарождаются в поле одного языка и одного народа и принадлежат, формально говоря, одному «культурному полю». По сути, мы можем говорить о совершенно чужеродных друг для друга культурах, между которыми происходит непрерывная война. Таких антагонистичных культур не бывает слишком много в одном месте и в одно время: как правило, мы можем соотносить основные их линии с двумя полюсами — по принципу дихотомичности. Но, что совершенно определенно, — связанное с одним народом и одной эпохой культурное поле никогда и нигде не представляет собой единого целого.
* * *
В российском культурном поле антагонизм и дихотомичность существуют давно и проявляются отчетливо.
С одной стороны, есть позиция, что называется «традиционной». Здесь установки восприятия диктуются так называемым коллективным интересом, а концентрированным воплощением этого «интереса» представлено российское государство и, в меньшей степени, — российское церковное православие. Установки ориентированы на безусловное подчинение и служение частного, индивидуального — коллективному, «соборному».
Подчинение и служение есть главные добродетели этой культуры. Даже в том случае, когда подчинение оказывается для индивидуального весьма болезненным и драматичным, — это с «традиционной» позиции воспринимается как «очистительное страдание» и «возвышающая жертвенность». Ущерб, страдание или даже уничтожение индивидуального прочитывается здесь как неоспоримая нравственная необходимость, «высокий долг», а жертвы этой «необходимости» награждаются статусом «мучеников» или «героев».
Подобные отношения между индивидуальным и коллективным, между личным и государственным или церковным основаны на определенных качествах ума и психики.