Комментарий · Общество

Год черного октября

Израиль назвал 7 октября официальным днем траура. Атака ХАМАС сменила вектор развития страны и напомнила еврейскому государству о необходимости защищать себя

Роман Янушевский, главный редактор сайта «9 канала» (Израиль), специально для «Новой»

Израильская военнослужащая в кибуце Реим, на месте нападения радикальной группировки ХАМАС 7 октября. Фото: AP / TASS

Израильское правительство в память о нападении боевиков ХАМАС 7 октября 2023 года с массовыми убийствами и захватом заложников ввело официальный день траура. Его дата, как у любого израильского государственного праздника, установлена по еврейскому лунно-солнечному календарю. Она приходится на 24-е число месяца тишрей и каждый год выпадает на другую дату по григорианскому календарю. Так как день по еврейскому летоисчислению начинается с сумерек — появления первых трех звезд на небе, то в нынешнем году день национального траура выпадает на 26–27 октября. Фактически все государственные мемориальные церемонии прошли 27 октября.

Катастрофа-2023

Рано утром 7 октября прошлого года палестинская исламская группировка ХАМАС начала интенсивные ракетные обстрелы израильской территории, выпустив за короткое время более четырех тысяч ракет. Под их прикрытием около шести тысяч боевиков одновременно вторглись в Израиль из сектора Газа, взломав израильскую оборону. 

На несколько часов они захватили часть израильской территории. В том числе военные базы, приграничные кибуцы и город Сдерот. Убили и похитили сотни гражданских лиц. Только за один день — 7 октября — исламские боевики убили не менее 1163 израильтян и иностранцев и ранили по меньшей мере 1941 человека. 

Отдельным эпизодом стало нападение вооруженных террористов на участников фестиваля транс-музыки Supernova Sukkot Gathering, который проводился на природе неподалеку от кибуца Реим. Боевики убили 364 человека и ранили еще несколько сотен. 44 участника фестиваля были взяты в заложники и увезены в сектор Газа. Есть немало свидетельств жестоких сексуальных преступлений, совершенных нападавшими. В Израиле только это нападение признано самым крупным террористическим актом в истории Израиля и одним из самых крупных в истории человечества.

Ответом на нападение боевиков стала война в секторе Газа, которая продолжается и по сей день. 48 тысяч погибших в секторе (по завышенным данным ХАМАС), огромные разрушения, туманные перспективы.

Что касается потерь израильской стороны, то, по данным Института национального страхования Израиля, с начала войны с ХАМАС погибли 885 мирных жителей. Эти данные не учитывают более семисот павших военнослужащих Армии обороны Израиля и десятков полицейских и сотрудников спецслужб.

Прежние войны в Газе

В конце лета 2005 года Израиль реализовал программу размежевания и полностью покинул сектор Газа, контроль над которым удерживал со времен Шестидневной войны 1967 года. Решением правительства Израиль ликвидировал все военные базы в секторе, уничтожил процветающие поселки. Газе была дана возможность начать жить своей жизнью. Так могло возникнуть палестинское государство, о котором говорили политики уже несколько десятилетий. 

Однако на выборах 2006 года в Палестинский законодательный совет в Газе победу одержала исламистская группировка ХАМАС. Летом 2007 года она устранила конкурентов — светскую националистическую фракцию ФАТХ, устроив переворот. Функционеров ФАТХ — в качестве назидания их сторонникам — сбросили с крыш высотных зданий. С этого момента ХАМАС стал монополистом в Газе.

Главная цель движения ХАМАС — уничтожение Государства Израиль. Это не фигура речи и не преувеличение.

Акция протеста в Тель-Авиве с требованием освобождения заложников, удерживаемых ХАМАС в Газе. Фото: AP / TASS

Это пункт устава группировки, который недвусмысленно дает понять, что уничтожение подразумевает геноцид евреев. То, что сделали боевики в Израиле 7 октября, — это и есть исполнение их мечты.

Захватив власть в Газе, ХАМАС начал активно производить ракеты и обстреливать израильскую территорию. Из-за чего Израилю пришлось регулярно проводить там контртеррористические операции с литературными или библейскими названиями.

  • В декабре 2008 года — январе 2009 года — «Литой свинец» 
  • В ноябре 2012 года — «Облачный столп»
  • В июле–августе 2014 года — «Несокрушимая скала»
  • В мае 2021 года — «Страж стен»
  • В августе 2022 года — «Рассвет»

Некоторые из операций длились день-два, другие — дольше месяца. Дважды ЦАХАЛ входил в сектор — в 2009 и 2014 годах, чтобы зачистить районы, где закрепились боевики, и уничтожить их туннели. Но никогда израильские военные не проникали настолько глубоко и не было настолько масштабных разрушений, как в нынешнюю войну, официальное название которой «Железные мечи».

Последствия атаки 7 октября

Атака 7 октября привела к национальной травме у израильтян. Государство Израиль создавалось для защиты еврейского народа от погромов и убийств — в этом основа социального договора израильтян с властью. Люди готовы отправлять своих детей служить в армию, терпеть высокие цены, налоги и прочие неудобства, получая взамен безопасность. На этот раз государство нарушило договор, допустив атаку ХАМАС с массовыми убийствами, насилием и грабежами. У многих израильтян это вызвало ассоциации с Холокостом.

Опросы показывают, что уровень доверия израильтян к государственным структурам сильно упал. Правительству, армии и спецслужбам придется долго его восстанавливать.

О падении уровня доверия говорит и возросший отток населения. По данным Центрального статистического бюро Израиля, если с 2010 по 2021 год из Израиля уезжали в среднем по 16 тысяч человек в год, то в 2023 году — уже 36 тысяч человек. То есть по сравнению с 2022 годом — число уехавших на длительный срок выросло на 46,4%. По предварительным данным, за первые 7 месяцев 2024 года число покинувших Израиль (по сравнению с 2023 годом) выросло уже на 58,9%. Возможно, речь идет о временном явлении, но очевидно, что не все уехавшие вернутся назад.

Изменилось отношение израильтян и к палестино-израильскому конфликту. Особенно это было заметно в первые месяцы после атаки. В израильской политике заметную роль играют сторонники налаживания мостов с палестинцами. Существует немало общественных и политических организаций, которые стремятся сблизить два общества. 

Среди жителей приграничных кибуцев рядом с Газой было много адептов мирного сосуществования двух народов. Они предоставляли работу жителям Газы, чтобы те могли кормить семью, участвовали в благотворительных и волонтерских проектах, помогали вывозить больных палестинских детей на лечение в израильские больницы.

Но 7 октября боевики вырезали их с точно такой же жестокостью, как и «ястребов». Для некоторых это стало настоящим шоком. Один известный израильский журналист левых взглядов опубликовал в социальных сетях ролик, в котором признался, что все то, во что он верил, оказалось заблуждением, и на палестинской стороне, судя по всему, нет запроса на добрососедское сосуществование. В результате израильское общество — как минимум временно — сдвинулось вправо. 

Израильские военнослужащие осматривают автомобили, сожженные боевиками ХАМАС 7 октября недалеко от города Нетивот на границе с сектором Газа. Фото: dpa / picture-alliance

На семи фронтах

И это логично, ведь уже больше года идет война. Идет не только с ХАМАС, но и со всей проиранской «осью сопротивления» во главе с Ираном. Это война на семи фронтах: в секторе Газа, в Ливане, Сирии, в Иудее и Самарии, Йемене, Ираке, а также непосредственно с Исламской Республикой Иран.

Иран дважды напрямую атаковал Израиль — в ночь с 13 на 14 апреля — в ответ на ликвидацию высокопоставленных офицеров КСИР в Дамаске, а затем вечером 1 октября — реагируя на ликвидацию главы ливанской «Хезболлы» Хасана Насраллы вместе с военной верхушкой организации, а также главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании.

Израиль дважды отвечал на иранские атаки, но оба раза сдержанно. В первый раз (19 апреля), уничтожив лишь радар, охранявший ядерный объект в Исфагане. Во второй раз (в ночь на 26 октября) удар был более значительный, но тщательно выверенный — по батареям ПВО и военным базам. Иран объявил, что ущерб был нанесен незначительный, и в итоге отказался от ответа.

Оба государства на данном этапе не хотят полномасштабной войны, в том числе из-за грядущих президентских выборов в США. Иран также понимает, что ему невыгодно прямое столкновение, чтобы боевые действия перекинулись на его территорию.

Это покажет его слабость тем иранским силам, которые мечтают о смене режима, и последствия для аятолл могут быть непредсказуемыми.

Во избежание подобного развития событий Иран десятилетиями создавал и укреплял сеть ополчений по всему Ближнему Востоку, рассчитывая опереться на них в противостоянии с Израилем и США. Это «Хезболла» в Ливане, «Ансарулла» (хуситы) в Йемене, «Исламское сопротивление в Ираке» и другие военизированные группы. Иран планировал задействовать их синхронно против Израиля, устроив ему «пояс огня».

Атака ХАМАС 7 октября смешала Тегерану все карты, лишив «ось сопротивления» эффекта неожиданности. За год Израиль значительно ослабил военный потенциал ХАМАС. Палестинская группировка лишилась подавляющего большинства ракет и установок, а потому не смогла обстрелять Израиль в ответ на ликвидацию своих лидеров, в том числе «архитектора» атаки 7 октября Яхьи Синвара. Раньше за этим последовал бы ракетный дождь.

Теперь Израиль ослабляет другого противника — «Хезболлу», зачищая юг Ливана, взрывая склады с оружием, уничтожая ракетные установки и туннели, устраняя полевых командиров. «Хезболла» все еще активно обстреливает Израиль, но со временем ей будет делать это сложнее. Ливанская группировка богаче и сильнее ХАМАС, она дольше и лучше готовилась к войне с Израилем, поэтому впереди могут быть долгие месяцы войны. Но иранские планы по синхронному уничтожению Израиля реализовать уже не получится.