Учителя, как и представители других профессий, не уехали в одночасье после 24 февраля 2022 года: многие из них перебрались в другие страны в предыдущие волны эмиграции. Одни уехали еще в девяностые. Другие задумались об отъезде после «рокировочки» в 2011-м и подавления протестов, когда стало понятно, что никакой свободы в обозримом будущем не предвидится. Иные переехали за границу уже весной 2022 года — кто после доноса, кто после требования людей в штатском уволить того или иного подписанта учительского пацифистского письма.
Те, кто уехал раньше, в основном смогли найти себе места в системе образования других стран. Иногда — в местных государственных или частных школах (для этого, как правило, нужно знать язык страны, сдать по нему экзамен, подтвердить диплом) или в международных школах с преподаванием на иностранном языке.
Уехавшие в волну февральской эмиграции чаще всего работают в онлайновых проектах или занимаются с частными учениками из разных стран онлайн. Ученики при этом представляют собой самую пеструю массу: это и дети давних эмигрантов, заботящихся о сохранении языка и культуры, и недавних, чьи дети ушли на семейное обучение или добирают то, чего им не хватает в местных школах, и дети украинских беженцев, с которыми учителя часто работают бесплатно.
Социолог Любовь Борусяк изучает последние волны российской эмиграции и регулярно спрашивает уехавших за рубеж россиян об их опыте. Значительную долю ее респондентов составляют учителя и вузовские преподаватели, причем учителя — это в основном опытные учителя из так называемых «хороших школ». По наблюдениям Борусяк,