Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ
Трудно стало работать в школе. Вот, к примеру, читаем с 8-м классом «Божественную комедию». А там Данте в седьмой круг ада заключил содомитов — вместе с богохульниками и лихоимцами. Упоминать их в классе — это уже пропаганда или еще нет? Вроде нет, они же в аду?
А в 9-м классе Гамлет выходит с первым монологом и честно заявляет: «О, если бы предвечный не занес в грехи самоубийство!» Пропаганда? А бедная Лиза с ее … (вычеркнуто), а Маяковский, Есенин и Цветаева с их … (Роскомнадзор)?
Но это ладно, с этим мы уже сколько лет живем. Но тут вдруг одна девочка на уроке говорит, что ее любимый герой — Фандорин. А ссылаться на «иноагентов» теперь — этическая ошибка, согласно последним документам, регламентирующим проведение ЕГЭ по русскому языку. Можно школьнице Фандорина любить? И другим про это рассказывать?
Некоторые коллеги уже дают детям учить списки «иноагентов», которых ни в коем случае нельзя упоминать в своих сочинениях. Все это похоже на описанный насмешницей Тэффи во «Всемирной истории, обработанной «Сатириконом»», эпизод с Геростратом, который сжег храм Артемиды из честолюбия. Греки решили подвергнуть его имя забвению: «Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды». Греки так хорошо знали этот наказ, что можно было любого из них ночью разбудить и спросить: «Кого ты должен забыть?» И он не задумываясь ответил бы: «Безумного Герострата». Так справедливо был наказан преступный честолюбец».
Сама Тэффи, слава богу, не «иноагент», а вот песню на ее стихи «К мысу радости, к скалам печали ли…» в исполнении Гребенщикова* уже нельзя включить детям в дополнение к разговору о первой русской эмиграции. Да и вообще — может, не надо и об эмиграции? Параллелей многовато. И на стихи Иннокентия Анненского — «Среди миров, в мерцании светил…» — в этом исполнении тоже нельзя. Говорить о литературных аллюзиях в творчестве Оксимирона* — тоже. Жаль, детям интересно было. Кстати, мои ученики раньше любили поговорить и про Глуховского*, не забыть бы им сказать, чтобы перестали. И не потому, что надо выполнять все распоряжения сверху, как бы мы к ним ни относились, а потому, что
каждый учитель работает так, как считает нужным, до первого доноса.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
А в поисковиках уже появился популярный запрос «писатели-иноагенты 2024», при этом их полный список публикуют на своих сайтах библиотеки (они еще выдают книги «иноагентов», но исключительно по паспорту).
Еще одно новшество этого года — на интерактивной доске нельзя включить детям ничего из ютуба. Ни мультик по былине, ни козинцевского «Гамлета», ни «Женитьбу Фигаро» Театра сатиры, ни «Горе от ума» с Виталием Соломиным или Олегом Меньшиковым. Нужно или искать все в ВК, или заранее скачивать себе на флешку либо на внешний диск, потому что доски разные и не ко всем можно быстро и легко подключить свой ноутбук с VPN. Да и если подключать им свой ноут — мало ли что ты там смотришь в своем ютубе и что он тебе пихает в рекомендации, совсем не надо это детям демонстрировать. Уже знаю случай, когда на учителя написали жалобу из-за случайно мелькнувшей во время включения презентации его аватарки в фейсбуке**: нечего, мол, исподтишка демонстрировать детям свою политическую позицию!
Некоторые пытливые дети уже интересуются, можно ли им в списке ресурсов к научному проекту ссылаться на ролики в ютубе и зарубежные ресурсы, которые не открываются без VPN. Пока Минпрос не выдал соответствующих распоряжений, я руководствуюсь стратегией «что не запрещено, то разрешено». Вот когда запретят, тогда и примем к сведению.
Не исключено, кстати, что и некоторые слова окажутся под запретом. В опубликованном недавно проекте приказа Минпроса, который должен внести изменения в федеральные образовательные программы, заметно стремление избавиться от проклятого наследия 90-х в виде слова «толерантность» (в программе по литературе его заменяют на слова «уважение» и «дружба между народами») и других иностранных заимствований, прежде всего «гендер» и «буллинг».
В программе по физкультуре там, где раньше говорилось, что спорт такой-то (самбо, например), «доступен всем, независимо от уровня физического развития и гендерных особенностей» теперь будет сказано «независимо от уровня физического развития и пола». «Гендерное неравенство» в курсе географии для старшеклассников заменяют «неравенством полов». «Гендерный подход к литературе» (старшие классы) планируется вообще выбросить. Понятное дело: «половым подходом к литературе» его не назовешь. Кстати, этот самый гендерный подход к литературе в программе по русской литературе не упоминается. Он вообще встречается только один раз — в программе «Родная (чувашская) литература». Ну, теперь и оттуда исчезнет.
В программах по бывшим ОБЖ, ныне ОБЗР (основы безопасности и защиты Родины) вместо «семейного насилия и буллинга» появляется обобщенное определение «психическое насилие, систематическое унижение чести и достоинства, издевательства, преследование», — хотя это совсем разные явления и способы с ними справляться тоже разные. Между тем понятие «кибербуллинг» сохранилось в федеральной рабочей программе по предмету «Информатика» для основного общего образования (т.е. для 5–9-х классов; в старших классах используется понятие «травля в Интернете»).
Любопытные изменения произошли в программе по физкультуре: оттуда старательно вымараны все слова «международный», «европейский» и т.п. Слова «в мире, в стране» следует заменить словами «в Российской Федерации, в регионе»; слова «на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх» исключить; слова «главные хоккейные организации и федерации (международные, российские)» заменить словами «главные российские хоккейные организации и федерации» и т.п.
Нет никакого мирового спорта, есть только лучший в мире российский.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Этот же проект приказа вычеркивает из программы по физкультуре модули «гольф» и «чир-спорт», которые едва внесли туда весной. Еще в апреле в Минпросе были уверены, что гольф «формирует у обучающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм)», а теперь его разоблачили, и оказалось, что он не соответствует «отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам» (это из пояснительной записки к проекту).
Одно внесли, другое вынесли — не угонишься. Впору каждую неделю начинать не с «Разговоров о важном», а с общешкольного обзора «Что нового нам запретили или скоро запретят». Вот с 1 сентября запретили смартфоны в школах. Раньше дети могли, если не принесли в школу текст произведения, найти его в телефоне, теперь я им этого не должна разрешать. Раньше можно было позволить им открыто пользоваться любыми источниками (вместо того чтобы списывать классное сочинение с телефона под партой), только проверять надежность источника, логично излагать мысли, правильно оформлять цитаты и ссылки. Теперь нельзя. Дети при этом делают вид, что не в курсе запрета.
А на минувшей неделе опять стали запрещать Дарвина. Лет двенадцать назад даже единороссы поговаривали о том, чтобы внести в учебники другие теории происхождения человека. А тут экс-премьер Чечни Муслим Хучиев на заседании Всероссийского родительского комитета призвал просто запретить теорию Дарвина, потому что она «разлагает школьников». Сразу несколько деятелей РПЦ поддержали эту инициативу. Так что теперь ожидаем ответа Минпроса.
В Минпросе тем временем свои идеи, что надо запретить: министр Сергей Кравцов на Общероссийском родительском собрании призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями. Хотя понятно, что там, где учителя работают по единым учебникам, а дети не успевают делать всю домашку, появление таких сайтов неизбежно. Министр видит выход в создании календарных планов по предметам, но совершенно непонятно, как это поможет школьнику, если в расписании на завтра, скажем, пять трудных уроков.
Свои сюрпризы — у Минобрнауки: именно это министерство готовит перечень вступительных испытаний в вузы. Летом министерство — вслед за радикальным сокращением обществознания в школьной программе — в своем проекте этого перечня вычеркнуло обществознание из списка ЕГЭ, нужных экономистам, и из экзаменов по выбору оставило только историю, информатику и географию, чем очень встревожило абитуриентов и их семьи. А сейчас на портале государственной правовой информации появился новый проект, где обществознание для экономистов снова появилось. Беда в том, что и этот вариант неокончательный. К 20 января вузы уже должны опубликовать свои требования к абитуриентам, и после этого одиннадцатиклассникам остается 11 дней, чтобы подать заявления на сдачу конкретных ЕГЭ. А окончательный вариант приказа Минобрнауки вступит в силу с 1 марта 2025 года, и появятся ли в нем к этому времени опять какие-нибудь изменения, никто пока не знает.
Дети и родители в этих условиях оказываются в положении пассажиров из древнего анекдота про поезд «на Воркутю», который, как объявляет шутник-диспетчер по вокзальному радио, находится то на пятом, то на десятом «путю», и пока они бегают туда-сюда со своими чемоданами, «поезд на Воркутю уже давно тю-тю».
Да, в общем, и все мы в нынешней российской школе так бегаем — когда на головы обрушивают то «срочно внедрить», то «немедленно запретить», и опять надо менять рабочие планы, приспосабливаться и выкручиваться, и как-то хочется уже поменьше государственного и общественного внимания к школе. Хочется, чтобы просто дали спокойно работать.
* Властями РФ внесен в реестр «иноагентов».
** Принадлежит компании МЕТА, чья деятельность признана в РФ экстремистской и запрещена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68