18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
С 16 октября у ряда провайдеров перестал открываться сайт акции «Возвращение имен», на которой каждый год 29 или 30 октября в Москве, Санкт-Петербурге и других городах (в том числе во многих городах мира) люди собираются, чтобы почтить память и прочесть вслух имена жертв преступлений советского государства.
Это не только память о жертвах сталинских репрессий — во время акции читают имена жертв «красного террора» и других репрессий советского периода.
«Возвращение имен» официально проходит с 2007 года (акция началась в Москве у Соловецкого камня), но на самом деле традиция чтения имен жертв репрессий началась гораздо раньше.
Как правило, власти ей не препятствовали, хотя прохладное (чтобы не сказать больше) отношение к этой традиции было налицо.
А в последнее время тревожные сигналы — причем касающиеся разных аспектов темы увековечения памяти жертв репрессий — следуют один за другим…
О частичной (пока) блокировке сайта акции «Возвращение имен», где люди могут узнать о месте и времени ее проведения в своем городе или получить инструкцию, как организовать эту акцию самим, стало известно 16 октября.
Блокировка, по данным сайта «Роскомсвобода»*, выполнена по указанию неназванного «госоргана» (скорее всего, это Генпрокуратура).
При попытке зайти на сайт акции october29.ru появляется сигнал ошибки и слова «не удалось загрузить». При использовании VPN все открывается.
В чем причина блокировки, неизвестно, хотя ряд комментаторов полагает, что призыв прийти на акцию или самим ее организовать российские «органы» вполне могут расценить как призыв к «несанкционированным митингам»…
Организаторы акции из удостоенного Нобелевской премии мира, но ликвидированного российскими властями «Мемориала»* отмечают, что традиция чтения имен погибших вряд ли исчезнет из-за того, что Роскомнадзор или другие органы заблокировали сайт акции. И что блокировка сайта никак не запрещает саму акцию — даже в России.
«29 октября — это не только мемориальный день, но и день, когда мы с вами можем увидеть и услышать друг друга и задать самим себе вопросы. О чем мы думаем, стоя в очереди «Возвращения имен»? Почему нам важно помнить имена расстрелянных? Кто это — мы — и что нас объединяет? — говорится на сайте акции. — Возможно, мы — это те, для кого советские репрессии — личная и семейная трагедия. Или те, кто понимает, что государственные преступления прошлого и настоящего связаны. Те, кто живет в России, и те, кто за ее пределами. Те, кто на свободе, и те, кто в тюрьме. В этом году мы приглашаем провести «Возвращение имен» возле памятных мест, связанных с историей государственных преступлений. Акция может быть масштабной, а может быть и для узкого круга людей, которые разделяют ценности свободы и человеческой жизни».
Впрочем, власти Томска акцию «Возвращение имен» в этом году фактически запретили, отказавшись ее согласовать.
Провести акцию традиционно намеревались рядом с памятником жертвам террора — Камнем скорби. Однако городские власти заявили, что 30 октября в то же время и в том же месте другим организатором «будет проводиться другое мероприятие», и предложили перенести «Возвращение имен» на другие площадки.
В прошлом году, заметим, томские чиновники сначала согласовали проведение «Возвращения имен», но затем запретили.
Тот же Томск в этом году «отличился» еще раз: городские власти снесли как «самовольные постройки» столбы с портретами и именами 30 расстрелянных томичей, поставленные в сентябре на горе Каштак, где в советские годы было расстреляно девять тысяч человек.
Одним из расстрелянных (чье имя также значилось на памятном столбе) был известный поэт, представитель «новокрестьянского» направления в русской поэзии XX века Николай Клюев (приговоренный к расстрелу «тройкой» НКВД в 1937 году).
Памятные столбы демонтировали, несмотря на обращения местных жителей, призывавших мэрию Томска их сохранить, заявляя, что столбы никому не мешают. При этом еще в 2003 году на горе Каштак установили девятиметровый крест с надписью «Вечная память невинно убиенным»…
Описанное укладывается, как патроны в обойму, в недобрую традицию «просталинского ренессанса» последних лет, демонстрирующего возрождение основ сталинского государства с его непогрешимым вождем, «не ошибающимися» органами, уничтожением врагов, которые не сдаются, и опасностью для любого попасть в жернова репрессивной машины, откуда практически невозможно выбраться.
И вот уже вслед за закрытием и включением в «иноагентские» списки тех, кто, как «Мемориал», хранит память о репрессиях и предает огласке имена палачей, пересматривают основы госполитики увековечения памяти жертв репрессий, которые уже не рассматриваются как «массовые».
И демонстративно начинают «пересматривать» правильность решений о реабилитации жертв сталинских репрессий.
И отказываются согласовывать (как в Петербурге) акции памяти родителей — жертв репрессий и акции памяти жертв «красного террора».
И лишь после громкого скандала согласовывают акцию памяти жертв Холокоста в Пушкине.
И ставят, как в Вологде, памятники Сталину.
Как тут не вспомнить Евгения Евтушенко?
Покуда наследники Сталина живы еще на земле,
Мне будет казаться, что Сталин — еще в Мавзолее.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}