Из письма Соучастницы «Новой газеты»
«Я озвучу неприятную и даже безнадежную точку зрения. Много вы ставите на детей. На их естественное любопытство, подростковый бунтарский дух, на просачивающуюся по интернету информацию из свободного мира. Отрезать оставшийся выход в мировое информационное пространство власти нам смогут. Либо так усложнят, что это будет требовать непомерно много усилий, знаний, сложных манипуляций, владения какими-то айтишными навыками… А люди идут по пути наименьшего сопротивления. Дома с телевизоров пропал ютуб — ребенок стал смотреть российское телевидение. Мультики, бесконечные однообразные российские «юмористические» сериалы… Это проще, доступно по одному нажатию кнопки, а ради ютуба нужно менять настройки телефона и ломать глаза в маленьком экране.
Так же методом тупых запретов и ограничений «вольного» контента вырастят поколение, которое отродясь не знало о других точках зрения, других версиях происходящего, других ценностях и т.п.
Ведь не у всех нынешних детей и родители обладают широким кругозором и устойчивы к Z-пропаганде. И даже в нашей достаточно вольнодумной семье старшие дети-подростки успели вырасти с фигой в кармане, более-менее научились балансировать в унылых, лживых, местами агрессивных школьных реалиях, не вызывая огонь на себя, но и полностью не подчиняясь… а младшей в начальной школе очень тяжело. Очень!
Даже при максимально лояльной и несколько пофигистичной учительнице. Двоемыслие дается ребенку с огромным трудом. Постоянные головные боли и нервные тики. У ребенка есть огромное стремление — «чтобы все было хорошо», которое в принципе невозможно реализовать. Один из путей — перестать сопротивляться и принять всю эту Z-риторику и систему ценностей. Ведь сразу все станет однозначно, просто и понятно! Даже в неполитических, казалось бы, вопросах сразу наступает облегчение: все примитивно, черное и белое, кто против нас — те враги, их можно не считать за людей, в том числе эта парадигма значительно упрощает (в моменте) отношения со сверстниками. Не нужно разбираться в их мотивах, вставать на их точку зрения, учиться понимать, прощать, вести конструктивные диалоги, описывать словами сложные чувства, эмоции и прочие многогранные реалии.
А ведь насколько легче поделить всех на черных и белых, друзей и предателей, отбросить всякие попытки понять другого… да даже и себя понять нелегко и очень соблазнительно поддаться авторитету старших, которые знают, как надо, на раз-два припечатают всех уверенной оценкой, в том числе и тебе же объяснят, как надо думать и чувствовать, «чтобы все было хорошо».
Не так страшны непосредственно запреты на отдельный контент и навязывание каких-то топорных лозунгов, как последовательная примитивизация мышления, упрощение, сведение мира к черно-белой картинке. Людям, прожившим сколько-то лет в таком обществе (кто знает, сколько будет критичным для каждого из нынешних детей?), потом будет мучительно трудно, а может быть, уже и невозможно воспринять современные человеческие ценности, многогранность мира, права и свободы — свои и чужие, признавать многообразие мнений, чувств, отношений…
Сколько талантов еще будет потеряно, задушено и затоптано… с учетом значительного количества уехавших умных людей — страшно представить, в каком обществе мы будем жить через несколько лет… повторюсь, никто пока не знает и не может точно предсказать, сколько лет наши дети смогут протянуть с фигой в кармане, в состоянии двоемыслия и загнанного внутрь протеста, прежде чем количество перейдет в качество, и общество будет изуродовано уже необратимо».