Комментарий · Общество

Закрыв глаза на настоящее

От зарплаты до мира. Горизонты планирования жителя России

Елена Панфилова, обозреватель «Новой газеты»

Рисунок: Петр Саруханов / «Новая газета»

Когда мы в нашей Лаборатории будущего «Новой газеты» активно проводили совместно с «Левада-центром»* весь этот год фокус-группы про будущее, мы подметили одну интересную деталь. Одну, но состоящую из двух частей.

  • Во-первых, когда мы просили наших собеседников и собеседниц говорить о том будущем, которое вот тут, рядом, непосредственно, им было трудно, и разговор сбивался, потому что кто-то говорил про будущее как про завтра, а кто-то — про что-то в районе Нового года. И никакой картинки общей никак не получалось. Уточняющий же вопрос про то, а какой у вас личный горизонт планирования, показывал невероятный разброс от пары дней (да, были и такие варианты ответа) до десятков лет. И столь же обширным был ворох причин, который определял именно такой подход: учеба, финансы, дети и их взросление, пенсия, ипотека, ипотека, ипотека. Последняя была наиболее частым измерителем личного будущего. Никаких СВО или военных действий где бы то ни было не упоминалось.
  • Во-вторых-же, когда мы просили описать, а потом и нарисовать будущее желаемое, — такое, какое хочется, не важно, когда оно наступит, — то подавляющее большинство рисовало тот самый привычный рисунок из детства: солнышко с лучиками, дерево, рядом с ним дом с треугольной крышей, рядом семья, мама, папа, все держатся за руки, улыбаются. Не хватало только надписи поверх крупными буквами «Миру мир!». Хотя и просто слово «мир» встречалось. Или какие-то перечеркнутые пушки и танки. И что интересно, так было практически во всех группах, независимо от их состава и характеристик: и у тех, кто совсем не доволен происходящим в стране, и у тех, кому все равно, и у тех, кто все, что делает власть и государство, отечественное, активно поддерживает.

Любопытным же нам показался вот этот разрыв, в котором личное ближайшее будущее, которое почему-то находится на очень коротеньком расстоянии от сегодня, определяется сугубо материальными и семейными факторами, а потом вдруг перескок — и миру мир. 

Что и как происходит в промежутке, никак не поддавалось воображению наших участников. Или они отчего-то не хотели делиться с нами своими мыслями по этому вопросу.

Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

Поэтому мы решили, чтобы понять, докуда планируют свое будущее россияне в целом и что на это планирование влияет, задать эти вопросы более широкому кругу респондентов. В результате получилось, что, да, у большинства все же действительно горизонт планирования личного будущего очень короткий, сильно больше половины дальше, чем на год, не заглядывают:

  • 32% планируют на месяц,
  • 29% — на один год,
  • 10% — на два-три года,
  • 9% — на приблизительно пять лет,
  • 2% — на десять лет,
  • 1% — на двадцать лет,
  • 3% — на более чем двадцать лет,
  • и еще 14% затруднились ответить на этот вопрос.

Эти затруднившиеся ответить тоже показатель. Либо они не нашли в предложенных нами своего варианта ответа, что маловероятно, мы максимально дробно эти варианты предложили: не ставить же вариант «планирую на день» или «планирую на неделю», — либо они просто вообще не планируют. И это вполне себе тоже социальный симптом.

При взгляде на эти результаты безо всякого дополнительного и специального анализа становится понятно, что большинство опрошенных, треть всех россиян, планирует жизнь от зарплаты до зарплаты. И это немного удивительно в свете того, что нам во все трубы трубят, что средние зарплаты в нонешней России растут как на дрожжах (привет, инфляция!). Официальные данные показывают, что по стране средняя зарплата составляет 80 тысяч рублей, а на днях было заявлено, что в Москве средняя начисленная зарплата в этом году вымахала аж до 160 тысяч рублей (тут есть вопросы у многих москвичей, конечно).

Казалось бы, делай что хочешь, планируй, на сколько пожелается. Но нет, смотрим в наши результаты — и выходит, что в Москве планируют свою жизнь всего лишь на месяц даже больше людей, чем в целом по стране: такой вариант выбрали 35% опрошенных горожан. Закрадывается мысль, что, если люди с такими доходами по-прежнему планируют все на столь короткие периоды, дело не в доходах, не в деньгах, а в каких-то иных параметрах, определяющих их уверенность и неуверенность в обозримом будущем.

Поэтому мы и задали очевидный второй вопрос: «А что больше всего влияет сегодня на ваш личный горизонт планирования?». И вроде все финансовое и материальное подтвердило свой статус определяющих факторов:

  • 40% у заработков и доходов,
  • 22% у цен и расходов,
  • 4% у ипотеки, кредитов и долгов (что странновато, ведь согласно различным данным в стране больше 15% держателей ипотек разных видов),
  • 13% у семейных планов,
  • 6% у СВО,
  • 5% у политической ситуации,
  • 4% у каких-то иных факторов,
  • 5% затруднились ответить.

Что сразу бросается в глаза, так это такой большой разброс в количестве затруднившихся ответить на первый и второй вопрос: тех, кто не в состоянии определить, как надолго они планируют жизнь, в три раза больше, чем тех, кто знает, что эти планы определяет. Любопытно, не так ли? Кто-то явно где-то в чем-то слукавил. А еще немного удивительно, что пресловутая ипотека все же уступает в определении горизонта планирования СВО и политическому контексту. Казалось, и на фокус-группах упоминалось, что ипотека стала чуть ли не священной коровой личных планов. Но вот нет.

В том, что касается не материальных и семейных обстоятельств, все очевидно и нормально для любого человека: да, финансовое благополучие и близкие для подавляющего большинства из нас являются краеугольным камнем, определяющим траектории нашей жизни. И так же нормально, что перспективы того, что называют СВО, волнуют при определении будущего больше молодых людей — до десяти процентов, и тех, кто в получении новостей ориентируется на социальные сети и YouTube, — даже больше десяти процентов.

Фото: Екатерина Матюшина / Коммерсантъ

Но определяющим фактором для личного планирования будущего людьми это важное, важнейшее явление в политической и социальной жизни российского общества в его современной истории не стало. А ведь кажется, только о нем говорят власть и телевизор, о нем все главные ток-шоу, о нем голосисто заливаются придворные певцы, о нем многочисленные транспаранты на улицах, зазывающие контрактников. Ради него детей в школах и детских садах одевают в пилотки и учат маршировать, ради него студентов сгоняют плести сети и волонтерски скидываться то на то, то на это. Казалось бы, начатые в феврале 22-го года военные действия в Украине предопределили разделение истории страны на до и после, затронули жизнь всех и каждого из россиян. Но вот выходит, что никакой значимой определяющей роли на планирование их личной жизни и их будущего это не сыграло.

Можно предположить, что это как раз соотносится с тем, что мы так часто слышали от участников наших фокус-групп. Что жизнь в их представлении устроена именно так: жили вот недавно еще в мире, сейчас зажмуриваем глаза и живем от месяца к месяцу, как-то проживаем этот период, а потом открываем глаза — и снова мир. Эдакий этап, который надо перескоками пережить, в котором надо удержаться, зарывшись в быт, работу и семью, а там все как-то наладится.

И люди продолжают жить жизнь, которая представляется им нормальной, а от того, что составляет основу основ политического момента и главного вызова текущей действительности, они отгораживаются, как могут, и с ним не соизмеряют свое текущее настоящее и свое ближайшее будущее.

Хорошая новость тут, возможно, в том, что, как бы ни казалось обратное, но с мозгами, похоже, у россиян, несмотря на все стрессы от происходящего и на то, что многие из них порой несут, все нормально.

Ведь способность к взвешенному планированию — одна из фундаментальных когнитивных способностей человека, психологи считают ее высокопорядковой исполнительной функцией.

Согласно трехкомпонентной теории интеллекта по Роберту Стернбергу, нормально думающий человек способен на глобальное (стратегическое) планирование и на локальное (тактическое). Если ей следовать, то россияне выглядят отъявленными тактиками, четко определяющими параметры своего сиюминутного планирования. Но при этом им не чуждо и планирование глобальное, которое они с готовностью и детально отрисовывают картинками о будущем, на которых дом, семья, дерево, солнце, пара облачков в небе. И мир.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».