Было бы логично предположить, что за последние два с половиной года российская музыкальная сцена должна была пережить значительные изменения. В случае музыкального мейнстрима этого точно не случилось: место порвавших любые связи с Российской Федерацией украинских поп-звезд Ивана Дорна и Светланы Лободы заняла тоже украинка Анна Асти, чье происхождение нисколько не мешает ей оставаться одной из самых популярных певиц последних лет, если верить статистике прослушиваний на стриминговых сервисах. В остальном же, кроме явления певца Шамана (и — отчасти — его «женского двойника» Татьяны Куртуковой с ее патриотическим хитом «Матушка земля»), общая панорама музыкальной эстрады, несмотря на неприятные встряски вроде истории с «голой вечеринкой», осталась прежней.
Впрочем, от мейнстрима как явно конформистской части культурного ландшафта было бы странно ждать каких-то революционных изменений. Другое дело — условный андерграунд, границы которого сегодня не настолько очевидны, как в советское время, но обычно ощущаются слушателями интуитивно. И хотя отъезд многих музыкантов из страны, попадание в списки «иноагентов» или неофициальные «черные списки», грозящие запретом концертов, конечно, уже создали немалое количество проблем сотням исполнителей, но все это скорее повлияло на их личную жизнь, чем на музыку. Появилось ли в России (или в новой русскоязычной эмиграции) что-то хотя бы отдаленно напоминающее такие явления, как американские песни протеста или бразильская тропикалия? Думаю, что нет, и конечно, проблема здесь не в отдельных музыкантах (они играют, как умеют), а в чем-то более глубоком и неизбежном.
Прошлое десятилетие русской популярной музыки (особенно его вторая половина), по мнению одного из ведущих музыкальных критиков этого времени Александра Горбачева, в целом было отмечено окончательным поворотом от «европейского проекта» 90-х и нулевых к исследованию своих корней, а от эскапизма в текстах — к более прямому и честному взгляду на себя и окружающую реальность. Как и любое обобщение, оно не может описать всю эволюцию российской музыкальной сцены, но значительная доля правды в этом наблюдении есть, в особенности если говорить о музыке андерграундной. Другое дело, что события последних двух лет не то чтобы опровергли этот вывод, но отчасти поставили его под сомнение.