То, о чем так долго говорили в Сети, свершилось. Владимир Познер вернулся на Первый канал с новым документальным циклом «Турецкая тетрадь». Только дописала фразу, как пришло сообщение: Познер отменяется. Вместо него публике предлагается фильм «БРИКС. Горизонты будущего». Горизонты Познера снова скрылись в тумане. Одни ликуют, другие скорбят — равновесие в общественной природе соблюдается. Но и первые, и вторые отдают дань человеку, отменившему возраст. Можно восхищаться витальным мэтром, который и в 90 лет вызывает жадный интерес к своей персоне. Можно, но как-то не получается. Попробую понять, почему.
Доминанта образа Владимира Владимировича — уклончивость. Вот и в причине своей отмены он не видит коварного умысла. Просто, мол, произошла путаница, связанная с показом передач на Дальнем Востоке, фильм выйдет через неделю. Имея представление о византийских нравах отечественного ТВ, прихожу к выводу: мэтр лукавит.
Скорей всего, его возвращение замышлялось как некий символический жест: один Владимир Владимирович делает другому Владимиру Владимировичу подношение точно в день рождения президента.
Таким эффектным способом канальские начальники подмигивали общественности: судьба Познера решилась положительно в высоких кабинетах. Но тут что-то пошло не так, планы поменялись, и символизм жеста решили отменить. Впрочем, не эти чиновничьи игры меня смущают, а человеческое измерение мутного сюжета.
Тревел-проект мастера существует с далекого 2008 года. Количество серий и вовсе сегодня сосчитать сложно. Общее название проекта — «Путешествие Познера с Ургантом». А начался он с «Одноэтажной Америки» по мотивам книги Ильфа и Петрова. Я и сегодня полагаю, что это лучший выпуск проекта, где блистательно все — от текста с контекстом до монтажа. Фильм, сделанный в ритме джазовой импровизации, своей ажурной легкостью во многом обязан Урганту. Опытный Познер ведь неслучайно именно его выбрал в напарники. Время было закатное (уже рвалась в бой пропаганда), завершающее поиски новой интонации. Ее-то и привнес Иван, тонко чувствующий и время, и жанр. Два харизматичных господина, несмотря на почти полувековую разницу в возрасте, стали не просто коллегами, но и друзьями.
После февраля 2022-го они оба исчезли из эфира, но один из них теперь как бы воскрес для общества, а второй — нет. И тут начинается самое интересное. Насколько можно судить по анонсам, Ургант в «Турецкой тетради» отсутствует. И на сайте Первого канала о нем не говорится ни слова.
Песков, государевы уста, недавно назвал Познера патриотом. Но ведь гораздо раньше он и Урганта называл большим патриотом. Где, спрашивается, логика? Почему одному патриоту можно вернуться к профессиональной деятельности, а второму нельзя к ней даже приближаться? Все попытки «второго», от милого сказочного мультика до пронзительного «Иванова детства», рубятся на корню. В апреле Эрнст очень тепло в прямом эфире поздравил Урганта с днем рождения. По умолчанию предполагалось, что не сегодня-завтра после такого приветствия хитромудрого босса Иван вернется на экран. Опять не получилось.
А у Познера получилась целая «Турецкая тетрадь». И уже даже не столь важно, покажут ее или нет (полагаю, все-таки покажут). Важен мастер-класс от мэтра по виртуозному отскоку от реальности, который он на днях продемонстрировал не только в связи с переносом своего нового цикла. После двух лет молчания Владимир Владимирович дал интервью Антону Желнову (ютюб-канал Forbes).
Данный разговор — эталон уклончивости, причем с обеих сторон. Полтора часа состояли из пустот общих мест.
Владимир Владимирович всегда гордился своей независимостью. Чего же он, увенчанный сединами и славой, опасается сегодня? Этот вопрос, судя по количеству комментариев в Сети, не отпускает не только меня. Раньше Познер любил рассказывать, как по капле выдавливал из себя пропагандиста еще советской выделки. Похоже, бацилла застряла в организме навсегда. Свидетельство тому — опять же его чрезмерная осторожность. Люди с подобным анамнезом, как сказал бы Салтыков-Щедрин, приговорены к пожизненному трепету.
Апофеоз уклончивости — программа «Познер». Ведущий по бумажке зачитывал осторожные вопросы, приправляя блюдо не менее пресным (в трактовке автора передачи) Марселем Прустом. Решила посмотреть, как все начиналась. Руководитель программы — Артем Шейнин. Первый гость — Юрий Лужков. Проект с замахом на авторство именно авторства и был лишен. Новация едва теплилась лишь на уровне видеоряда, состоящего из столкновения крупных планов хозяина и гостя. В студии же никакого столкновения нет. Два лукавых господина умело вальсируют на месте. Вся энергия уходит на то, чтобы не сказать и не спросить ничего лишнего.
Артем Шейнин вышел из сумрака и стал гордостью Первого канала. Юрия Михайловича уже давно нет, а Владимир Владимирович так и продолжает вальсировать на месте.