Комментарий · Политика

Отрасль не медлит с жалобой

ФАС просят проверить «замедление» Youtube, оно вредит конкурентоспособности бизнеса

Фото: Олег Елков / ТАСС

В очередном сезоне сериала про YouTube на замедленной скорости основной сюжет начинает разворачиваться вокруг одного из главных участников мультимедийной пьесы — провайдеров, непосредственно оказывающих услуги по доступу в Сеть, значимой частью которой является популярный видеохостинг.

Региональные провайдеры, представленные ассоциацией «Ростелесеть», обратились в ФАС с оригинальным требованием: признать замедление сервиса дискриминационным и наказать виновных. И адресат, и формулировка носят абсолютно мирный характер, касающийся исключительно бизнеса, без каких-либо моральных оценок.

Причина дискриминации прозаична. Как ранее неоднократно заявляли участники рынка, ни блокировку, ни замедление невозможно осуществить полностью и для всех. До сих пор любой опрос зрителей и пользователей, статистика просмотров и внешние исследования не дают четкого ответа на вопрос, что происходит в реальности. Кто-то жалуется на замедление, у других скорость осталась прежней, третьи, всё чаще используя VPN, забывают о проблемах местного рынка.

Средний пользователь, к сожалению, часто не разбирается в ситуации, что приводит к претензиям не по адресу. Виноватыми считают не руководство страны и даже не конкретных исполнителей. Все упреки направлены на поставщика услуг — того самого провайдера, которому ежемесячно и беспрекословно приходится отдавать свои деньги. Доступ в интернет в квартире давно приравнялся к водопроводу или электричеству. Эти претензии, особенно если они связаны с переходом к конкурентам, болезненны, особенно для регионального бизнеса.

Чтобы понять масштаб проблемы, нужно осознать, что привлечение клиента домашнего интернета — процесс дорогостоящий. Конкретная сумма зависит от региона, количества игроков на рынке и его насыщенности, но это всегда десятки тысяч рублей, которые нужно потратить на рекламу, листовки, наклейки в подъездах, навязчивые звонки и специальные предложения для новых клиентов. Масштаб можно оценить, зайдя в подъезд дома в центре крупного города. На дверях лифта или доске объявлений может висеть не одно и не два предложения о подключении скоростного домашнего интернета. Отдельно стоит отметить относительную сложность процесса: чтобы провести интернет в квартиру, нужно вызвать инженера, а если менять провайдера — протянуть второй провод. Этот процесс непростой, поэтому страдания провайдеров вполне объяснимы.

При этом бизнес по организации доступа в интернет сам по себе сложен и дорог. 

Это постоянные инвестиции в оборудование: сервера нужно обновлять, а километры проводов — тянуть по сложным маршрутам и оперативно заменять в случае поломок. Это постоянные лицензии, давление законодательных инициатив и, в конце концов, служба поддержки.

Многие сначала бегут жаловаться — и только потом догадываются перезагрузить зависший роутер. Это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в области телекоммуникаций.

Дополнительно на бизнес давят соседи — сотовые операторы. Установив базовые станции на крышах домов, они становятся полноценными конкурентами. Если мобильный интернет в регионе быстрый, тащить традиционный провод становится необязательным. Все больше устройств оснащаются GSM-модулями, все меньше людей покупают традиционные компьютеры. А с появлением eSIM не нужно никуда ходить или вызывать мастера.

Те, кто работает в отрасли, наверняка добавят к этому списку еще много пунктов. Так что, как ни крути, бизнес непростой. Отсюда и основной посыл обращения к ФАС. Никакой политики, никаких идеологических претензий: «Ваши непонятные и непрозрачные инициативы мешают нам работать». И сделать это тихо не получилось. Некоторые игроки придумали технические решения, позволяющие оставить YouTube на прежней скорости. Небольшие провайдеры могут позволить себе весь трафик пускать через VPN, что и было сделано, ведь формально это не запрещено. Реакция последовала незамедлительно: не хулиганьте, иначе последствия будут. Никто не хочет терять лицензию.

Офис компании «Ростелеком». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Объясним и источник жалобы. «Ростелеком» с его государственной долей и крупные игроки могут терпеть долго. Им, судя по всему, тоже непросто, но их возможности, в том числе и финансовые, несравнимы с возможностями региональных компаний. Одно дело, когда у тебя миллионы клиентов, включая государственные органы на долгосрочных контрактах, другое — когда их всего десятки тысяч, если не меньше.

Сами же провайдеры не имеют прямого отношения к этому процессу. На них возложены обязанности по обслуживанию тех самых ТСПУ (Технические средства противодействия угрозам) — черных ящиков, контроль над которыми осуществляется государственными органами. Все эти истории с замедлением и блокировками проходят мимо них. 

В том, что это оборудование плохо работает, виновато исключительно государство. Провайдеры — лишь козлы отпущения, на которых обрушивается весь гнев рассерженных пользователей.

Если технические моменты хоть как-то оформлены законодательно, то история с замедлением — чистая абстракция. Нет ни закона, ни подзаконного акта, описывающего этот процесс. Происходящее — абсурд, который даже не удосужились оформить нужными документами, чтобы участники рынка могли как-то защититься.

Что мы имеем в итоге: 

  • идею, реализация которой лежит в области научной фантастики; 
  • массу правовых коллизий, которые при нынешнем беспорядке никак не влияют на результат, но сильно усложняют процесс; 
  • и отрасль, на которую давление имеет свои пределы. 

Интернет, как и водопровод, используют все — и хорошие, и плохие. Это общее пространство, где попытка перекрыть кран для одних обернется отсутствием доступа для всех.

На месяц интрига повисла в воздухе — именно в такие сроки ФАС обязана отреагировать на жалобу. У крупной технологической ассоциации оказался свой голос, и вскоре мы узнаем, насколько он силен. Оставить это без ответа невозможно, так как вопрос слишком чувствителен для всех.

Вариантов развития событий много. Можно быстро придумать закон, надавить на провайдеров и в очередной раз испытать на прочность окружающий мир. Можно блокировать неугодные ролики по URL или признать их содержимое (или целые каналы) экстремистскими. Это позволит признать замедление плохой идеей и искать другие способы борьбы с ненавистным видеохостингом.

В любом случае вопрос остается открытым, борьба с YouTube продолжается, и, пока политическая ситуация не изменится, мы еще обсудим множество новостей на эту тему. 

Процесс наступания на грабли может быть бесконечным и всегда будет собирать много лайков и просмотров. Исключительно на YouTube, который как работал, так и будет работать.