Сюжеты · Общество

Эта земля была нашей

Российских застройщиков все больше защищают от историков, археологов и экологов. Стране нужны только деньги

07:25, 18.09.2024
Иван Жилин, спецкор
Археологические работы на Троицком раскопе в Великом Новгороде, август 2024 года. Фото: Мария Кунина / Коммерсантъ

Археологические работы на Троицком раскопе в Великом Новгороде, август 2024 года. Фото: Мария Кунина / Коммерсантъ

«Археологи просят помощи волонтеров: до начала осенних холодов в Великом Новгороде необходимо спасти уникальные берестяные грамоты. Грядущая стройка уничтожит ценные артефакты домонгольской эпохи», — такое воззвание от участников раскопок разошлось по социальным сетям в начале сентября.

Место, куда зовут волонтеров, — Троицкий раскоп, часть Людина конца, одного из пяти районов древнего Новгорода. За годы раскопок археологи нашли здесь два десятка городских усадеб, мастерскую иконописца Олисея Гречина, печать князя Ярослава Владимировича — по всей видимости, единственное его прижизненное изображение, больше 400 берестяных грамот и множество других исторических предметов от ножен до гуслей.

На месте, где сейчас лежат древние артефакты, планируется построить национальный археологический центр. Его должны возвести по поручению Владимира Путина. Губернатор Новгородской области Андрей Никитин 9 сентября заверил президента, что стройка начнется в этом году.

История из Великого Новгорода хорошо ложится в канву нового «общественного договора», складывающегося между властью, бизнесом и представителями социальных наук: историками, археологами, экологами. 

Его условия пока не проговорены, но основная идея уже легко улавливается и выглядит так: «Деньги всегда важнее». Ключевое слово — «всегда»,

потому что предпочтение деньгам отдавалось и раньше, но были счастливые исключения. Например, в 2014 году власти Москвы запретили строительство большого торгового центра рядом с монументом «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. И мотивировали это тем, что «знаменитый монумент «потеряется» на фоне новостройки». И даже после начала боевых действий, в июле 2022 года, в центре Екатеринбурга запретили строить офисник, потому что археологи нашли на отведенной под здание территории следы поселения XVIII века.

Но теперь ситуация изменилась.

В Великом Новгороде хотят выбросить артефакты российской истории на свалку ради госпроекта. Но зеленый свет дан и частным застройщикам. Так, 30 декабря 2023 года правительство РФ приняло неприметное постановление № 2418, согласно которому застройщик не должен проводить археологическую разведку и историко-культурную экспертизу, если фундамент будущего здания не будет уходить в грунт более чем на полметра и если при строительстве не предусматриваются взрывные работы.

Фото: Надежда Буаллаг / Коммерсантъ

Тут можно сказать, что это не выглядит катастрофическим — фундаменты даже частных домов, не говоря о многоквартирных, закладывают на глубину от двух метров. Но постановление правительства — только пробный шар. В июне 2024 года «Ведомости» сообщили, что в стране готовят поправки в закон «Об объектах культурного наследия народов России», которые позволят полностью отменить археологическую экспертизу «на территориях без исторических ценностей». Как именно можно установить отсутствие исторических ценностей без экспертизы — вопрос открытый. Зато собеседники издания мотивируют отказ от обследований совершенно однозначно: 

«В случае если эксперт обнаружит на территории нечто, на его взгляд, обладающее интересом, все строительство на ней будет заморожено. А значит, школы, детские сады, больницы, дороги и многое другое придется ждать на несколько лет дольше. И не факт, что ценность находки будет стоить потраченных средств и времени».

Упоминание школ, больниц и детских садов никого не должно смущать — сейчас эти объекты инфраструктуры, как правило, возводятся вкупе с монструозными жилыми комплексами. И это отлично коррелирует с тем фактом, что строительство жилья — один из главных показателей успешности регионов в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

Но поступиться решаются не только землей в городах. Ведь инфраструктура нужна еще и для отдыха — особенно элитного. Для этого не жалко даже пожертвовать Байкалом, который и сам Владимир Путин называл мировым достоянием. Законопроект о рубках леса по берегам озера пока не рассмотрен, но туристические объекты, которые должны быть реализованы при его принятии, уже проходят общественные обсуждения и экспертизы. Самый громкий — строительство гостиничного комплекса класса «люкс», ради которого придется вырубить 382 гектара леса на самом берегу.

В комплекс, как выяснил природоохранный проект «Земля касается каждого», должны войти две пятизвездочные гостиницы, 30 коттеджей и дуплексов, семейный коттедж для гендиректора, рестораны, бани, конференц-зал, складские и иные подсобные помещения. Между ними проложат не менее 10 километров дорог. Хорошее место и хорошие условия для тех, кому нельзя отдыхать за границей. Против проекта выступили экологи, заявившие, что рубки леса и строительные работы неизбежно ухудшат состояние самого Байкала. Они также указали, что это нарушит обязательства России по охране озера, которые она взяла на себя при включении Байкала в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По итогам публичных слушаний сотни человек высказались против проекта, однако представитель компании-застройщика Cosmos Hotel Group (входит в АФК «Система», связанной с семьей миллиардера Владимира Евтушенкова) ответил им, что соблюдение международных обязательств РФ не является обязанностью компании.

То же касается и ситуации на Куршской косе, где, несмотря на статус национального парка, хотят построить гостиничный комплекс высотой до 21 метра. Экологи указывают, что строительство негативно скажется на природе национального парка, приведет к массовой гибели птиц (здание будет расположено на пути их миграции, и они банально будут в него врезаться), а также нарушит законодательство об особо охраняемых природных территориях и Земельный кодекс РФ. Однако, несмотря на их возражения, проект пока успешно проходит согласования.

Ни одна земля больше не может считаться в полной мере заповедной. И исторически ценной — тоже. Ведь деньги нужны прямо сейчас, и стройка готова дать их прямо сейчас, а на берестяных грамотах и птицах их, возможно, вообще не заработаешь.