Уход западных компаний из России растянулся на годы. И если процесс исчезновения FMCG-брендов прошел относительно тихо — Louis Vuitton все еще можно привезти, а массмаркет обслуживают бесконечные реселлеры, — то отказ интернет-компаний обслуживать российских пользователей вызвал массовое возмущение. И это понятно: активный пользователь сети имеет больший голос, чем покупатель шмоток.
Два года назад, когда все только началось, все приличные компании выразили свою позицию соответствующими баннерами. В стороне не остался никто — даже на сайтах с пиратскими фильмами появились ролики, объясняющие произошедшее. Еще до всех пакетов санкций мир попытался сказать отдельно взятой стране, что что-то не так.
Все это произошло еще до того, как владельцы аккаунтов с российским происхождением начали получать «письма счастья», сообщающие о блокировке. И по идее даже самый недалекий человек должен был понять, что что-то не так. Но, судя по тому, что все продолжается, — как-то не дошло.
Тема коллективной вины, а тем более коллективной ответственности, очень болезненна. Но есть факт: вся страна в лице обладателей российских паспортов оказалась скомпрометирована.