СюжетыОбщество

Пустота, одинокие путники и криптодыры

Что случилось с метавселенной, которую нам обещали еще недавно

Пустота, одинокие путники и криптодыры

Фото: INA FASSBENDER / AFP / East News

Еще несколько лет назад, если судить по газетным заголовкам, человечество собиралось покорить не только реальный космос, но и виртуальный. Слово «метавселенная» звучало из каждого утюга и обещало светлое цифровое будущее. Буквально все — от малоизвестных предпринимателей до Марка Цукерберга — заявляли о своих амбициях в этой сфере. Последний даже переименовал свою компанию по этому поводу.

А сегодня кажется, что все это уже в прошлом, и человечество приземлилось, не успев выйти за пределы цифровой атмосферы. Куда пропала идея покорения виртуального пространства?

Для начала разберемся с терминами. Как и с большинством новых технологических словечек, мало кто мог внятно сформулировать, что он имеет в виду, говоря о метавселенной. Это объяснимо — тема свежая, и договориться не успели. Так что на всякий случай предлагаю компромиссный вариант, к появлению которого стремятся участники движения.

Метавселенная — это совокупность проектов, построенных с использованием технологий, обеспечивающих внутреннюю связанность между собой.

За визуальную часть должны были отвечать технологии виртуальной реальности — те самые очки и шлемы. И уже на этой стадии есть некоторые сложности. Очки, такие как Oculus от Meta* или Apple Vision, все еще находятся на ранней стадии развития. Да, то, что есть сейчас, уже очень круто, но всё еще проигрывает банальному экрану. А чтобы было по-настоящему круто, нужно еще минимум лет пять, а то и десять — как для развития устройств, так и для увеличения пропускной способности интернета.

Если современный смартфон уже потребляет трафик, как лошадь, то VR в своем идеальном представлении будет использовать в 100 раз больше, чтобы виртуальная реальность была неотличима от реальной жизни.

Модель виртуального будущего уже можно увидеть, но пока это развлечение для продвинутой публики. Масштабы распространения и проникновения несопоставимы с уже традиционными смартфонами и планшетами.

За внутреннее устройство частично отвечают технологии блокчейна. Основная прелесть предполагаемого виртуального космоса — глобальная ликвидность внутренних товаров. Купив волшебный щит в одной вселенной, в теории можно обменять его на магическую ягодку из другой или просто продать за виртуальные деньги, которых тоже немало. Все это прозрачно и удобно: в какую бы часть метавселенной вы ни попали, авторизация происходит через кошелек, где хранятся те самые активы. И здесь история повторяется: при наличии интереса все вышеописанное уже можно «потрогать» виртуальными руками — получить в одном месте NFT (которыми, по сути, являются все виртуальные объекты), продать их в другом или обменять на что-то похожее в третьем. Протоколы и технологии вроде бы работают, но до массового распространения пока как до Луны.

Фото: MAGO / Christoph Hardt / Imago Stock and People / East News

Фото: MAGO / Christoph Hardt / Imago Stock and People / East News

Отдельно стоит рассмотреть механику продвижения подобных проектов. Это airdrop — раздача виртуальных монеток случайным пользователям и начисление их за выполнение различных действий, например, подписку на аккаунты в соцсетях, дележ контентом проекта, оценку приложения в магазине. В итоге даже средний сервис имеет сотни тысяч подписчиков, и, если смотреть поверхностно, кажется, что он невероятно популярен.

Но на самом деле этим мало кто пользуется. В целом рынок развивается: одни проекты исчезают, другие появляются, третьи выдерживают проверку временем. Но если не брать спекуляцию, крипту как платежное средство и финансовый инструмент — пользователей очень мало. Яркий пример — Spatial. Это достойный представитель новой отрасли. Прямо сейчас, без очков или криптокошелька, вы можете бродить по чужим виртуальным пространствам или создать свое. И убедиться, что скорее всего будете осваивать новый мир в полном одиночестве. Но почему?

Для обывателя есть простой ответ:

виноват искусственный интеллект. Рост популярности нейросетей затмил перспективы децентрализации, оставив ее жить своей жизнью. Внимание публики переменчиво, и можно подумать, что ChatGPT и другие ИИ самостоятельно решили, куда двигаться человечеству, и эгоистично выбрали путь с ними.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В жизни все сложнее. Во-первых, это в основном молодая аудитория, у которой есть время тыкать в «пузо хомяка» и накручивать чужие аккаунты в соцсетях. Во-вторых, если не брать финансовые инструменты, проектов для массового пользователя пока не появилось. Скорее всего, просто не пришло время.

Но рассматривать идею как тупиковую не стоит: за децентрализацией, токенизацией и прочим — будущее, хотя пока только теоретическое.

Была надежда, что интеграция криптовалют в крупные сервисы поможет взлететь виртуальным космическим кораблям. Этого боялась Комиссия по ценным бумагам США. Но вот в Telegram это уже случилось. Валюта TON доступна, торгуется на биржах и просто интегрирована в сервис. Промежуточный итог тот же: есть небольшой спекулятивный рынок и десяток утилитарных сервисов. За токены можно купить VPN, виртуальную сим-карту для разных стран и в общем-то все. Капитал можно конвертировать в другие платежные инструменты, даже в наличные. Но масштабы все еще очень скромные. Даже азартные игры не взлетают: приложение TON Poker формально работает, но пугает пустотой — играть не с кем.

В результате все есть, на это можно взглянуть, но за пределами спекуляций виртуальными активами — делать особо нечего. Простого пользователя ждет разочарование.

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Если же любопытство осталось, стоит начать с кошельков. Этот участок выглядит наиболее привлекательно. Приложения вроде TonKeeper, Exodus или Zerion выглядят лучше, чем средние банковские приложения. Главное, везде есть каталоги сервисов, которыми можно воспользоваться. Разнообразия немного, но если нужно поменять одни монетки на другие, есть UniSwap, демонстрирующий возможность конвертации криптоактивов. Лишние монеты можно вложить в стейкинг — заморозить активы, чтобы получать проценты. Пример — AAVE, один из крупнейших проектов, контролируемый английским регулятором FCA, что дает некоторую гарантию от мошенничества.

Но за пределами финансов и NFT — тоска. Для блогеров есть Mirror, но он очевидно скучнее Medium или Substack. Для тех, кто хочет токенизировать аудиторию, есть Unlock, который позволяет выпускать виртуальные ключи для доступа к потаенным уголкам метавселенной или просто использовать как билеты на мероприятия. Остальным остаются десятки, а то и сотни проектов, некоторые из которых станут полноценными участниками этой маленькой галактики.

Возвращаясь в прошлое, можно сказать, что успех проектов в этой сфере сильно зависел от масштабов аудитории, что привело к агрессивному маркетингу и завышенным ожиданиям. В моменте это было оправданно, но сегодня вызывает больше разочарования, чем надежды.

Виртуальный мир такой же, как реальный: в космос летают уже более 50 лет, на орбите тысячи спутников, но к освоению Луны еще толком не приступили.

Читайте также

Первому игроку приготовить сухари

Первому игроку приготовить сухари

Создатели инновационных сервисов стали «козлами отпущения» для застрявших в прошлом государств

Аналогии с реальным космосом не случайны. Сегодняшние технологии примитивны по сравнению с теми, что требуются для дальних путешествий, но все верят, что это когда-нибудь случится. Так же и с метавселенной. Благодаря имеющимся сервисам мы уже можем прикоснуться к будущему. Блокчейны, криптовалюты, виртуальная и дополненная реальность в ближайшее время никуда не денутся — здесь еще много работы. Но колонизация Марса, пусть даже в виртуальных очках, все еще в будущем.

* В РФ компания объявлена экстремистской, ее деятельность запрещена.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow