18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
На сайте, где размещаются проекты нормативных правовых актов, опубликован проект изменений в приказ генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2008 № 21 «Об организации деятельности органов прокуратуры по исполнению и надзору за исполнением Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
Действующий приказ, подписанный еще генпрокурором Юрием Чайкой, был издан с ясной и понятной целью: «обеспечение надлежащей реализации прокурорами предоставленных им полномочий по восстановлению прав жертв политических репрессий».
Предлагаемые же изменения — и это очень характерно — направлены не столько на восстановление прав жертв репрессий, сколько на пересмотр части решений об их реабилитации.
Вполне в духе нынешнего времени и нынешних «трендов».
Но все это вполне предсказуемо, более того — о том, что такая задача поставлена в новой редакции, утвержденной в июне правительством России, «Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий», автор статьи неделю назад рассказывал в «Новой газете».
В проекте приказа (со ссылкой на упомянутые изменения в концепции) предлагается дополнить прежний текст документа абзацем, прямо копирующим эти изменения.
А именно — с учетом «недопустимости реабилитации и оправдания лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, военных преступлений, преступлений против мира и человечности, на постоянной основе организовать работу по выявлению и отмене таких решений».
Звучит логично, но надо отметить (и об этом рассказывала «Новая газета»), что эти лица и раньше не подлежали никакой реабилитации и оправданию.
Потому что в законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», принятом в 1991 году, совершенно ясно указано, что не подлежат реабилитации лица, «в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений: измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия; совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны; организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований; военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия».
В другом пункте изменений в приказ Генпрокурора предписывается «в установленном порядке предоставлять органам власти материалы по проведению работы по восстановлению исторической справедливости и прав жертв политических репрессий, не допуская оправдания пособников нацистов и изменников Родины».
Опять же звучит логично. Но если мы обратимся к процитированному тексту закона, то увидим, что и эти лица в соответствии с ним не подлежали никакой реабилитации и оправданию.
Могли бы быть случаи, когда кого-то реабилитировали в нарушение требований закона? Могли. Более того, были прецеденты — и в моей статье в «Новой» об этом говорилось — отмены прежних решений о реабилитации. Но такие случаи, по данным историков, буквально единичны, подавляющая часть решений о реабилитации принималась в соответствии с законом.
Тем не менее определенная опасность в предлагаемых изменениях есть.
Повторюсь еще раз: она в том, что нынешние прокуроры начнут заново оценивать дела давно минувших дней,
отменяя не столько те решения о реабилитации, которые действительно были приняты незаконно, сколько, вполне вероятно, те, которые касаются лиц, которых будет велено заново объявить виновными, исходя из сегодняшней конъюнктуры.
Недаром в еще одном изменении в приказ генпрокурора предписывается «освещать в средствах массовой информации деятельность органов прокуратуры, основанную на конституционном принципе обеспечения защиты исторической правды (выделено мной. — Б. В.)».
А как нынче устанавливается и трактуется историческая правда, мы хорошо знаем, в том числе — из трудов Владимира Мединского и новых учебников истории.
Как там было у Оруэлла в пророческой книге «1984»? «Историю, как старый пергамент, выскабливали начисто и писали заново — столько раз, сколько нужно».
Далее, в действующей редакции приказа генпрокурора речь идет об рассмотрении обращений иностранных граждан, «репрессированных по решению судов СССР или внесудебных органов за пределами СССР».
В проекте изменений этот абзац дополнен предписанием направлять в МИД РФ «информацию об отмене заключений о реабилитации в отношении граждан или подданных иностранных государств для решения вопроса о передаче ее по дипломатическим каналам в соответствующие иностранные государства, в том числе в целях информирования заинтересованных лиц».
Опять же вектор изменений совершенно понятен — и развернут в направлении текущего политического ветра.
Наконец, еще одно важное изменение, которое предлагается в проекте приказа: в действующей редакции справки о реабилитации выдавались всем заявителям «по вопросам реабилитации, признания подвергшимися политическим репрессиям».
В том числе эти справки могли получать ученые, исследующие политические репрессии.
Теперь предлагается выдавать такие справки только «реабилитированным лицам или их родственникам».
И последнее.
В действующем приказе содержится требование «принять меры к пересмотру всех уголовных дел с неотмененными до введения в действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» решениями судов и внесудебных органов в отношении лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с данным законом».
Изменения в приказ эту конструкцию сохраняют.
Но приоритеты работы — как описано выше — существенно меняются.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}