Комментарий · Политика

«Не оставляет шансов выжить»

Зачем 72-летнего ученого и пионера интернет-отрасли в России, владевшего, в том числе, правами на домен «.SU», отправили в СИЗО умирать

Вера Челищева, репортер, глава отдела судебной информации

Алексей Солдатов на пресс-конференции, посвященной 25-летнему юбилею домена .SU. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Ученый. 72 года. Впервые в СИЗО. Нет, не то, что вы подумали. Попал в жернова не за то, что участвовал в каком-нибудь международном проекте или читал лекции в Китае. В разгар поставленных ФСБ на поток дел о госизмене для людей от науки иногда находят обвинения и поскромнее. Правда, драматизма от этого не меньше. Алексей Солдатов — физик-математик, когда-то первым открывший нашей стране Интернет. Сейчас, вот именно в эти минуты, он находится под стражей только за то, что не стал передавать государству одну из своих наработок. Имел право не передавать. Не украл и не присвоил. Передал под давлением, когда завели дело. Но этого оказалось мало: 72-летнего Солдатова с клапаном в сердце, с онкологией, с большими проблемами с почками и легкими, живущего исключительно с ингалятором и аппаратом для дыхания, суд приговорил к двум реальным годам колонии.

Что же такого криминального совершил этот пожилой человек, за что его отправили умирать в СИЗО?

Алексей Солдатов — один из родоначальников компьютерного моделирования в квантовой химии, применяемого сейчас в различных инновационных разработках — от конструирования новых материалов до фармакологии. В 1990-е возглавлял вычислительный центр Курчатовского института, где запустили первую в России научную сеть «Релком» с выходом в Интернет. Она стала крупнейшей на территории бывшего СССР телекоммуникационной сетью и одновременно основой будущего российского сегмента сети Интернет.

В 1992 году ученый создал первого в России интернет-провайдера с таким же названием, а также основал РосНИИРОС (Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей). 

Долгое время РосНИИРОС был единственной организацией, занимавшейся развитием Рунета и выполнением технических функций по поддержке его инфраструктуры, а также созданием компьютерных сетей для научных и образовательных организаций.

С 2008 по 2010 год Солдатов также занимал пост заместителя министра связи. Много преподавал будущим физикам и программистам. К началу 2019 года солдатовский РосНИИРОС имел примерно 490 тысяч IPv4-адресов, которые он предоставлял научным и образовательным организациям. Весной 2019 года РосНИИРОС уведомил своих клиентов о прекращении работы в качестве LIR (локальный интернет-регистратор — организация, занимающаяся распределением адресного пространства пользователям сетей.Ред.), а весь пул IP-адресов перерегистрировал на компанию Reliable Communications из Чехии, бенефициарами которой являлись сам Солдатов и его компаньон Алексей Шкиттин. Именно эта сделка стала поводом для возбуждения уголовного дела.

Алексей Шкиттин. Фото: соцсети

Инициировала дело администрация президента. Заявление в одно из подразделений МВД с просьбой проверить ситуацию с передачей IP-адресов от РосНИИРОСа к Reliable Communications подал лично Андрей Липов, на тот момент начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи. Сегодня Липов — глава Роскомнадзора.

Андрей Липов. Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

И завертелось: Солдатова и его компаньона обвинили в мошенничестве.

По некоторым данным (во всяком случае, ряд российских деловых СМИ пишет об этом), истинная причина конфликта ученого с президентской администрацией состояла в борьбе за домен первого уровня «.SU». И хотя домен был зарегистрирован еще в 1990 году для территории СССР, но по-прежнему широко используется в Рунете. В 2019 году «.SU» наряду с доменами «.RU» и «РФ» стал частью «национальной доменной зоны» в рамках закона о «суверенном Рунете» и — так посчитали чиновники — должен был контролироваться государством. Солдатов так не считал — исторически доменом управлял созданный им Фонд развития Интернета.

В 2020 году, спустя год после возбуждения уголовного дела о «мошенничестве», находившийся под домашним арестом ученый все же передал права на домен «.SU» государству.

После этого Солдатову сразу изменили меру пресечения на подписку о невыезде, а дело переквалифицировали на менее тяжкое — с «мошенничества» на «злоупотребление полномочиями в организации». Ни шатко ни валко дело тянулось еще почти четыре года.

Ученый находился в подвешенном состоянии. Одна мысль, что его отправят на зону, заставляла изрядно нервничать. Перенесший две операции (онкология), еще одну на сердце с установкой искусственного клапана, страдающий хронической сердечной недостаточностью, тяжелой обструктивной болезнью легких (находится на постоянной терапии ингаляторами) и болями в почках Солдатов уже тогда понимал, что под стражей может просто не выжить.

Но при этом за четыре года нахождения под подпиской о невыезде ученый Солдатов никуда не скрылся, да и с клапаном в сердце и одышкой трудно убежать. 

Но была и еще одна причина, почему Солдатов не уезжал, — он по-прежнему преподавал. Ходил на собственные суды, а между этими судами читал лекции в МИФИ. Читал буквально до того дня, когда его заключили в СИЗО.

Все произошло 22 июля 2024 года. Судья Савеловского районного суда Дмитрий Зозуля (запомните это имя) приговорил тяжелобольного 72-летнего ученого Солдатова к реальным двум года лишения свободы в колонии общего режима и постановил взять его под стражу, так как Солдатов (цитирую сайт суда) «злоупотребил полномочиями с причинением существенного вреда правам и законным интересам граждан».

Каких граждан, в приговоре не уточнялось. В основе обвинения — две сделки с некоммерческой чешской организацией. Обе впоследствии были признаны судом недействительными, а потерпевшая сторона прислала в суд письмо о том, что указанный в обвинении вред ей причинен не был.

Алексей Солдатов. Фото: соцсети

И что? А ничего. Будет сидеть, решил молодой судья Дмитрий Зозуля и, вынеся приговор, улетел в отпуск. А 72-летний Алексей Солдатов «улетел» с легкой руки судьи в четвертый следственный изолятор города Москвы, больше известный как «Медведь». И сразу был помещен в прокуренную камеру на 40 человек — со своей сердечной недостаточностью, онкологией, проблемами с легкими и почками. И первую ночь спал на полу, без матраса. Другие арестанты, сжалившись над пожилым мужчиной, подложили ему свою одежду. Короче, почти сразу состояние ученого Солдатова из удовлетворительного перешло в критическое. 

Он стал задыхаться, к приступам удушья добавилась температура 38,5 и сильный кашель. Ученый через родных и адвоката умолял перевести его в тюремную больницу.

После огласки, которой предала состояние ученого член Совета по правам человека Ева Меркачева, ФСИН поспешила все опровергнуть и вбросить в паблик классическую филиппику, которую она вбрасывает про любого российского заключенного, от покойного Навального до еще живых политзэков: «состояние здоровья осужденного оценивается как удовлетворительное», «осмотрен врачом-терапевтом, проведены обследования в соответствии с нормативными требованиями».

Знаем мы ваши «нормативные требования»…

Ева Меркачева. Фото: соцсети

Спустя месяц ФСИН все же перевела пожилого человека в больницу при московском СИЗО-1 («Матросская тишина») — то ли состояние арестанта уже пугало и не хотелось летального исхода на своей территории, то ли кто-то все же дал ФСИН по шапке после вмешательства Меркачевой.

— Настрой у папы боевой, он очень зол на то, что ему обещали при переводе из СИЗО-4 в СИЗО-1 его лекарства, но так и не передали. Поэтому чувствует себя все хуже. Он очень слаб, — сказал «Новой газете» сын Алексея Солдатова, журналист-расследователь Андрей Солдатов*.

Коллеги Алексея Солдатова, ведущие специалисты в области физики, прикладной математики, атомной энергетики и инновационных технологий, в свою очередь решились (поступок по нынешним меркам) написать обращение на имя президента страны. В нем 

они попросили остановить смертную казнь их коллеги, отмечая, что Алексей Солдатов нуждается в постоянном наблюдении кардиолога, онколога, пульмонолога, которое не может быть обеспечено в заключении.

Еще: нужен аппарат для дыхания, ингаляторы и лекарства.

«Солдатов фактически умирает сейчас в заключении — в условиях СИЗО его состояние здоровья не оставляет ему шансов выжить. В то время как он может приносить пользу российскому обществу — до момента взятия его под стражу он преподавал, обучая новые кадры в области атомной энергетики», — сказано в обращении. Его авторы также подчеркнули: сам президент не раз обращал внимание на проблему негуманного заключения под стражу тяжелобольных людей, не совершивших никакого насилия.

Обращал. А ученых продолжают сажать.

Впрочем, в кейсе 72-летнего Алексея Солдатова есть надежда на апелляцию, дата которой, правда, еще не назначена. Вопрос за одним — доживет ли.

* Властями РФ признан «иностранным агентом».